Рекомендации для педагогических работников
«О проведении занятий с элементами тренинга и деловых игр с участниками
в рамках профориентационного лагеря»
Тренинг (от англ. «training» – тренироваться), тренинговое занятие психолого-педагогический метод, практическое занятие – заранее спланированный и специально организованный процесс, направленный на развитие определенных качеств и навыков. Тренинг представляет собой комплекс психологических упражнений и игр, подобранных исходя из цели и возрастных особенностей участников (оптимальное количество 8-12 человек). Отличительной особенностью данного метода является наличие постоянной обратной связи между тренером (педагогом-психологом, коучем, иными педагогическими работниками) и участниками.
Занятие с элементами тренинга – стандартный урок или занятие, на различных этапах которого используются тренинговые приемы. Цель – организация возможности для участников рассмотреть проблему с разных сторон, найти определенные пути решения и опробовать их на практике. При этом, тренинговые элементы не являются основой, а лишь эффективно дополняют и закрепляют тот или иной материал.
Условия проведения занятия с элементами тренинга
- Организация пространства.
При выборе помещения лучше отдавать предпочтение звукоизолированным кабинетам, расположенным так, чтобы можно было с большей вероятностью избежать постороннего вмешательства в процесс, иных помех в работе. В том случае, если занятие включает в себя упражнения на медитацию или релаксацию, необходимо заранее подготовить коврики или маты.
- Личностные качества и профессионализм педагога.
Общительность, доброжелательность, активность, неординарность, грамотная и понятная детям речь, способность чувствовать других и вживаться в различные роли.
- Организация процесса.
Исходя из целей и задач работы, необходимо определить целевую аудиторию (пол, возраст, социальный статус, интересы), количество участников (оптимальное количество – 10-15 человек), продолжительность (35 минут для дошкольников, 1,5-3 часа с одним 15-минутным перерывом для подростков и юношей), структуру и методы занятия, подготовить краткий план-конспект, а также все необходимые материалы в соответствии с количеством участников.
Для учащихся, посещающих летние профориентационные лагеря могут быть организованы следующие занятия с элементами тренинга:
- знакомство и сплочение коллектива, создание благоприятной атмосферы для дальнейшей работы (до 3 часов). Это самое важное занятие, задающее темп и характер работы на всю лагерную смену. Задача педагога – создать некоторое впечатление о себе, а также снять стартовое напряжение у участников от неизвестности и ожидания. Это достигается путем представления каждого из участников друг другу с помощью различных упражнений и игр на знакомство, сплочение и командообразование. Именно на данном занятии целесообразно также определить правила и принципы работы группы;
- расслабление и развитие навыков самонаблюдения и саморефлексии (35 минут). Данное занятие проводится в середине насыщенного дня, когда детям нужен отдых или наоборот необходимо отыскать резерв энергии. Могут использоваться художественные, изобразительные и декоративно-прикладные средства: музыка, рисование, лепка, дыхательная гимнастика. При этом педагог представляет собой спокойную и уравновешенную опору, связь с реальностью и следит за состоянием участников;
- формирование знаний о существующих профессиях, их востребованности в обществе, грамотном выборе будущей профессии, путях получения профессий, возможностях профессионального развития и карьерного роста (1-2 занятия по 45 минут), включающее в себя подачу материала, игры, викторины, упражнения;
- формирование внутреннего мотива к самоопределению, изучение профессиональных предпочтений, интересов и склонностей учащихся, готовности к профильному и профессиональному самоопределению, активизации положительного отношения к труду (1-2 занятия по 45 минут). Участники на практике знакомятся с особенностями выбора профессии, изучают свои предпочтения, интересы, склонности, а также потребности общества. Это основа профориентационного лагеря, включающая диагностику, задания и игры на саморефлексию;
- изменение модели поведения, формирование и развитие социальных установок и навыков, необходимых для успешного профессионального становления (1-2 занятия продолжительностью 45 минут), направленное на развитие необходимых навыков для лучшей адаптации в будущей профессиональной среде (например, планирования и анализа, креативности, стрессоустойчивости, безопасного поведения в конфликтных ситуациях, противодействия манипуляциям, умение держаться на сцене, ораторское искусство и т.д.);
- профессиональный отбор, профессиональные пробы (1-2 занятия продолжительностью до 3 часов) – это занятие, в основе которого лежит деловая, ролевая игра или их комплекс, моделирующий ситуации, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности;
- подведение итогов работы (порядка 3 часов) – итоговое занятие, проводимое в конце лагерной смены, на котором подводятся общие итоги работы. Важно дать возможность высказаться каждому участнику, особенно в вопросах пожеланий на будущее, а также особое внимание уделяется ритуалу прощания. Так, очень хорошо заранее продумать открытки или блокноты, где участники смогут оставить друг другу послание, которые те смогут прочесть спустя время.
Структура занятия с элементами тренинга
- Организационный момент:
- подготовка помещения и оборудования для занятия, подбор участников группы (если необходимо);
- создание атмосферы работоспособности в группе (знакомство, выбор формы обращения, принятие норм и правил общения в группе);
- сплочение группы;
- разделение на рабочие группы.
- Основная часть. Изучение нового материала. Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
- Практическая часть. Педагог стимулирует активное участие каждого с помощью упражнений и игр, направленных на развитие навыков и качеств согласно заявленной тематике.
- Подведение итогов:
- получение обратной связи участников;
- оценка результативности работы;
- изучение общего состояния учащихся.
Таким образом, занятия с элементами тренинга являются неотъемлемой частью работы всей лагерной смены: способствуют развитию благоприятного психолого-педагогического климата, глубокому раскрытию участников, изучению профессиональных склонностей и предпочтений участников, развитию профессионально необходимых личностных качеств по выбранному профилю.
Деловая игра
Деловая игра – это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.
Деловая игра является педагогическим средством и активной формой обучения, которая усиливает учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и дает возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. Это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи.
Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий. Она в отличие от других традиционных методов обучения, позволяет более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации.
Достоинством деловых игр является то, что они позволяют:
- рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени;
- освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем;
- работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях;
- концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать взаимопонимание между участниками игры.
Классификация деловых игр
Формы деловой игры |
Характеристика |
Примеры деловых игр |
Групповая дискуссия |
Формирует навыки работы в группе. Игроки выполняют одинаковое задание, соблюдая правила проведения дискуссии. По истечении времени ответы разбираются и оцениваются |
«Кораблекрушение», «Полет на Луну», «Катастрофа в пустыне» |
Ролевая игра |
Каждому предстоит сыграть индивидуальную роль, смоделировать ситуации. Роли нейтральны, не вызывают эмоций |
«Кто есть кто», «А вот и я» |
Салонная игра |
Проводится в организованном пространстве или поле, имеет жесткие правила. Результаты игры, баллы фиксируются |
«Поле чудес», «Шахматы», «Монополия», «Своя игра» |
Эмоционально-деятельностная игра |
Является формой тренинга, моделирует ситуацию человеческих отношений без жестких правил |
«Конфликт» и другая имитация конкурентных, зависимых отношений |
Блиц-игра |
Игра с элементами дискуссии, мозгового штурма, ролевых игр и анализа ситуаций |
«Морской бой», «Кроссворд», «Филворды», «Ребус» |
Имитационная игра |
Имитация практики. Участники вместе или индивидуально решают задачу |
«Стажеры-инопланетяне», «Приемная комиссия» |
Также деловые игры разделяют по назначению и целям:
- Обучающие (закладывают знания, умения и навыки):
- исследовательские (способствуют получению новых знаний);
- для практической деятельности (формируют навыки);
- поисковые (поиск информации или совместного решения).
2. Для профессиональной ориентации.
3. Для оценки и повышения профессиональной подготовки.
4. Для отбора специалистов на вакантную должность.
По числу участников: командные, персональные.
По интересам сторон:
- партнерская игра (отработка командных навыков при общих или противоположных интересах);
- противоборство сторон, команд;
- состязание отдельных участников, оценка результатов которых не взаимосвязана;
- деловые игры с непредсказуемой внешней средой или участниками, не имеющими целей.
Все вышеперечисленные примеры деловых игр рекомендуется использовать в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач.
Ролевая профориентационная игра
Ролевая профориентационная игра – способ расширения опыта участников посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению. Таким образом, ролевая профориентационная игра является методом психологического моделирования, направленным на получение психокоррекционного эффекта за счет интенсивного межличностного общения и выполнения совместной деятельности людей в условиях игровой имитации реальных или вымышленных ситуаций.
Основное отличие ролевых игр от метода разыгрывания ролей прежде всего заключается в том, что тому, кто исполняет роль участника анализируемой ситуации, наряду с описанием выдается инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, какой стратегии придерживаться, какой характер изображать, как оценивать сложившуюся ситуацию, какие интересы отстаивать и какие цели достигать.
Инструкция к ролевой игре должна, с одной стороны, детально описывать все аспекты ситуации. Вместе с тем, с другой стороны она не должна ставить жестких границ, препятствующих участникам сыграть свои роли в соответствии с их собственными представлениями о том, как необходимо действовать в таких случаях.
Таким образом, ролевые игры – это игры по заданному сценарию, который требует не только знакомства с материалом, но и вхождения в заданный образ, т.е. в какой-то степени даже перевоплощения, актерского мастерства.
Деловая профориентационная игра
Деловая профориентационная игра – это разновидность активизирующей профориетационной методики.
По мнению Н.С.Пряжникова, благодаря деловой профориентационной игре подросток из объекта постепенно превращается в субъект своего профессионального самоопределения.
В деловой профориентационной игре происходит моделирование реальных ситуаций, связанных с будущим выбором профессий и вместе с этим развитие социально важных навыков, необходимых выпускникам для успешной адаптации и последующего профессионального обучения.
Цель деловых профориентационных игр – в игровой форме помочь старшеклассникам осознать привлекательность той или иной профессии и сформировать деловые навыки, а также развить самостоятельность, ответственность за свое будущее, повысить мотивацию при выборе профессии и оказать помощь в осознанном выборе профессии.
Цель деятельности может быть достигнута только совместными усилиями либо группы в целом, либо отдельной подгруппы (но никогда участником деловой игры в одиночку); выработка и распределение средств и задач деятельности могут осуществляться только коллективно.
В ходе организации и проведении деловых игр необходимо исходить из основных психолого-педагогических принципов (по А.А.Вербицкому):
- принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;
- принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства, а также деятельности и отношений, занятых в нем людей. Иными словами: моделирование двух реальностей – процессов производства и профессиональной деятельности специалистов;
- принцип проблемности содержания деловой учебной игры. Деловая игра служит дидактическим средством развития творческого (теоретического и практического) профессионального мышления, которое выражается в способности к анализу производственных ситуаций, постановке, решению и доказательству новых (для обучающихся) профессиональных задач;
- принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия «должностных» лиц;
- принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала учащимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности;
- принцип двуплановости. Суть двуплановости учебной игры заключается в том, что «серьезная» деятельность по развитию личности происходит в «несерьезных» игровых условиях. Достижение условных (игровых) целей с помощью условных (игровых) действий должно стать для каждого участника средством достижения реальных личностных целей (целей обучения и воспитания).
Возможности деловой профориентационной игры
- Радикальное сокращение времени накопления профессионального опыта.
- Экспериментирование с событием, апробирование разных стратегий решения поставленных проблем и т.д.
- Усвоение знаний не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации.
- Формирование у будущих специалистов целостного представления о профессиональной деятельности в ее динамике.
- Приобретение социального опыта (коммуникации, принятия решений и т.п.).
Структура деловой профориентационной игры
- Введение в игру. Этот этап помогает участникам понять цель игры и основные правила ее проведения.
- Разделение участников на группы. Оптимальный размер группы – 3-5 человек. Желательно, чтобы участники группы были равны по социальному статусу, интеллектуальному развитию, а также психологически совместимы.
- Изучение ситуации. Участники получают необходимую информацию от ведущего, а также обеспечиваются дополнительной информацией (например, правовыми или экономическими документами).
- Обсуждение ситуации в группах. Разработка групповой структуры в процессе этого этапа задача ведущего – управлять работой групп, помогая отстающим группам, консультируя участников по вопросам, возникающим у них в процессе обсуждения. Для содействия в управлении группами ведущий может прибегнуть к помощи наблюдателей (ассистентов, консультантов), которые бы фиксировали особенности поведения участников и помогали бы им эффективно взаимодействовать. Важным моментом является фактор времени (в кабинете, где проводится игра должны быть часы).
- Игровой процесс (анализ ситуации, принятие решения, его оформление). Продуцирование участниками возможных решений поставленной задачи, их анализ, выработка общего заключения. Вся информация, отражающая деятельность групп, по необходимости заносится в специальные протоколы, которые после игры обрабатываются и анализируются ведущим и ассистентами. Например, анализируются стратегии взаимодействия, эффективность взаимодействия, количество выдвинутых решений, степень реалистичности решений и т.д.
- Подведение итогов игры. Анализ деятельности групп. Оценка эффективности работы участников и групп. Группы сравнивают свою стратегию и стратегию конкурентов, на собственном опыте наблюдают эффективность разных стратегий принятия решений.
- Разбор оптимального варианта. Вынесение единого, правильного (эффективного) решения конкретной ситуации, соотнесение его с реальными обстоятельствами, обоснование принятия этого решения.
- Общая дискуссия. Закрепление принятого решения, а также заострение внимания участников на возможности переговоров, взаимодействия в решении многих актуальных проблем.
Деятельность участников и педагога
на разных этапах деловой профориетационной игры
Этап игры |
Деятельность участников игры |
Деятельность педагога |
1 этап – формулируется цель игры и дается необходимая информация |
Четко представить себе проблему или структуру задач, соотнести проблему с поставленной целью |
Организовать работу в малых группах (командах). Лучше предложить участникам игры самостоятельно выбрать проблему и группу |
2 этап – самостоятельная работа слушателей в командах |
Вникают в проблему, пытаются понять ее, вырабатывают навыки к анализу ситуации и проявляют способности личности. Коллективное обсуждение: используется практический опыт, уточняются позиции, вырабатываются выводы или решения путем соглашения. Возможно существование отдельной точки зрения кого-либо из участников |
Оказывает помощь |
3 этап – межгрупповая дискуссия |
Каждая группа предлагает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других групп выступают в качестве оппонентов: задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку проекта |
Управляет дискуссией, при помощи наводящих вопросов старается привести к правильному решению проблемы Запрещено: высказывать свою точку зрения, связанную с анализом ситуации или проблемы |
Раздаточные материалы к деловой игре
- Описание деловой игры.
- Методические рекомендации для участника деловой игры.
- Справочные материалы и таблицы, необходимые для обработки информации и подготовки соответствующего решения.
Исходная информация может быть дана как на занятии, так и заранее. Лучше заранее, т.к. не затрачивается время на ознакомление с информацией. Педагог должен объяснить особенности игры, порядок проведения и обсуждения, объяснить критерии оценки результатов деловой игры, т.к. в ходе работы в малых группах игра носит состязательный характер.
Непредсказуемость деловой игры делает ее специфической формой познавательной деятельности. Технология игровой деятельности представляет собой определенную последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов. В процессе игры учащийся осваивает опыт жизни и социальные отношения, развивается личность в целом.
Деловые игры используют в том случае, когда необходимо донести до детей процессы функционирования каких-либо систем. Занятия чаще всего носят иллюстративный характер, а в игре ученик становится лично причастным к функционированию изучаемой системы, получает возможность «прожить» некоторое время в «реальных» жизненных условиях. Преимущество деловой игры в том, что она не подменяет традиционные методы обучения, а рационально их дополняет, позволяя более эффективно решать поставленные задачи.
Деловая игра наряду с другими методами обучения служит накоплению управленческого опыта, близко к реальному, и по существу заменяет опыт лабораторным, причем с помощью деловых игр это удается сделать несколько лучше, чем при других методах познания. Игра, во-первых, достаточно реально имитирует существующую действительность; во-вторых, создает динамичные организационные модели; в-третьих, более интенсивно побуждает к решению намеченных целей.
Социально-психологические сложности и проблемы, возникающие в деловой игре, можно разделить на два класса:
- Проблемы, объективно возникающие в ходе деловой игры в силу противоречивого характера развития групповых взаимоотношений:
- личные отношения вне игры переносятся в игру, что приводит к нарушениям игрового кодекса или к конфликтам. Подобные сбои желательно предупреждать на этапе отбора и распределения ролей, не принимая в игру одного из членов конфликтующей диады, а также не назначая в разные подгруппы участников игры с явно выраженной взаимной симпатией. Но если сбой все-таки возник и принял угрожающий характер, руководитель может пойти на перераспределение ролей в игре или, в крайнем случае, на изменение игровых правил;
- конфликт, возникающий в рамках игровых ролей, затрагивает и отношения вне игры. Чтобы этого не произошло, руководитель должен вовремя вмешаться, подчеркивая условность игры и игровой ситуации, а если это не помогает, то принять волевое решение, устранив объект конфликта и предупредив тем самым опасность личностной конфронтации между участниками игры;
- кто-либо из участников игры «использует» игровые ситуации и взаимоотношения в группе для «решения» своих внутренних, глубоко личных проблем (например, проблемы доминирования) – случай, когда сверхзначимые личностные мотивы человека полностью подавляют его деятельностную мотивацию в игре. Появление такого участника в деловой игре – результат ошибки, совершенной при отборе. Единственная возможность сгладить ее разрушительные последствия – «замкнуть» такого участника на руководителя игры, по мере возможности минимизировать его контакты с группой и опосредствовать их через руководителя.
- Сложности, порожденные самим руководителем деловой игры, его психологически неграмотным вмешательством (или, наоборот, невмешательством) в игровой процесс.
Причины сбоев в деловой игре, происходящих по вине руководителя, заключаются, во-первых, в том, что руководитель предоставляет излишнюю свободу участникам игры, ограничиваясь позицией наблюдателя. Процесс развития групповых взаимоотношений становится неуправляемым (это особенно опасно на втором этапе игры), конфликты в рамках игровых ролей перерастают в личную неприязнь, двуплановость игры нарушается.
Во-вторых, руководитель излишне часто и излишне жестко вмешивается в ход игры. Вместо того, чтобы инициировать процессы самоорганизации в группе, он подавляет их, навязывая участникам определенные решения проблем или предлагая их в готовом виде.
Подготовка и проведение игры требуют от педагога знаний, педагогического умения. Основная сложность заключается в потребности наладить игру как самодостаточную систему так, чтобы деятельности преподавателя не было заметно, а игра происходила будто сама собой.
Таким образом, правильная организация и проведение деловых профориентационных игр, опыт педагога, а также интерес участников являются первыми шагами и действиями на пути к профессиональному и личностному самоопределению учащихся.
Приложение
ПРИМЕРЫ ДЕЛОВЫХ ИГР
Задачи: отработать навыки поведения в дискуссии, умения вести диспут, быть убедительным, изучить на конкретном материале динамику группового спора, открыть для себя традиционные ошибки, совершаемые людьми в полемике, потренироваться в способности выделять главное, видеть существенные признаки предметов, научиться осознавать стратегические цели и именно им подчинять тактические шаги и т.д.
Ведущему следует акцентировать внимание при обсуждении результатов на таких аспектах, как получение обратной связи участниками друг о друге (в силу своей эмоциональной насыщенности игра позволяет хотя бы на какое-то время «отключить» механизм психологической защиты и стать самим собой, именно поэтому она эффективна на первых этапах групповой работы).
Время: не менее полутора часов.
Каждый участник получает специальный бланк (или чертит его по указаниям ведущего).
Ведущий дает группе следующую инструкцию
С этого момента все вы – пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров. Под обломками самолета вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы.
Ваша задача – проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас. Заполняйте номерами первую колонку бланка. Каждый работает самостоятельно в течение пятнадцати минут.
Список предметов:
- охотничий нож;
- карманный фонарь;
- летная карта окрестностей;
- полиэтиленовый плащ;
- магнитный компас;
- переносная газовая плита с баллоном;
- охотничье ружье с боеприпасами;
- парашют красно-белого цвета;
- пачка соли;
- полтора литра воды на каждого;
- определитель съедобных животных и растений;
- солнечные очки на каждого;
- литр водки на всех;
- легкое полупальто на каждого;
- карманное зеркало.
После завершения индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на пары и проранжировать эти же предметы снова в течение десяти минут уже совместно с партнером (при этом номерами заполняется второй столбик в бланке со списком предметов).
Следующий этап игры – общегрупповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее тридцати минут.
Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень сформированности умений организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся жаркие споры-баталии, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения.
По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры. Первым вопросом, на который ведущий просит ответить всех участников, по кругу, является следующий: «Удовлетворен ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни почему».
Ответы участников по необходимости сопровождаются рефлексией, цель которой в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности. Возникшая в результате дискуссия сопровождается ведущим, задающим уточняющие вопросы примерно такого типа:
- Что вызвало твою удовлетворенность (неудовлетворенность)? Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет?
- Была ли выработана общая стратегия спасения? Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении? Ты не согласен с принятым решением? Почему тебе не удалось отстоять свое мнение?
- Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, то есть по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу?
- Что именно в поведении лидера позволило ему заставить прислушаться к себе? На какой стадии появился лидер?
- Какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями?
- Какие способы поведения оказались наименее результативными?
- Какие только мешали общей работе?
Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?
Обсуждение итогов игры должно подвести группу к тому, как самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом организовывать дискуссии, как избежать грубых столкновений в споре и расположить других к принятию своего мнения. Как правило, в процессе обсуждения затрагивается очень широкий спектр проблем: фазы, через которые проходит практически любая дискуссия, лидер и его качества, навыки эффективного общения, умения самопрезентации и т.д.
При необходимости ведущий только помогает более четко сформулировать найденные участниками закономерности. Большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы. От ведущего зависит, чтобы эта обратная связь не превратилась в серию взаимных обвинений, а носила бы конструктивный характер и была принята участниками.
Практически всегда возникает вопрос о «правильном» ответе на проблему дискуссии. Такой ответ дается ведущим, но с оговоркой, что это мнение зарубежных экспертов, с которым мы вправе не соглашаться, но вынуждены учесть важность выбора стратегии спасения для ранжирования предметов: либо двигаться по пустыне к людям, либо ждать помощи от спасателей. Если в группе при обсуждении практически не поднимался вопрос о стратегии, то на этом этапе обнаруживается, что часть участников молчаливо подразумевала первый вариант, в то время как другая часть имела в виду второй. Этим выявляется еще одна причина взаимного непонимания.
Итак, ответы: Вариант «Ждать спасателей» (кстати, по мнению экспертов, предпочтительный).
- Полтора литра воды на каждого. В пустыне необходима для утоления жажды.
- Карманное зеркало. Важно для сигнализации воздушным спасателям.
- Легкое полупальто на каждого. Прикроет от палящего солнца днем и от ночной прохлады.
- Карманный фонарь. Также средство сигнализации летчикам ночью.
- Парашют красно-белого цвета. И средство прикрытия от солнца, и сигнал спасателям.
- Охотничий нож. Оружие для добычи пропитания.
- Полиэтиленовый плащ. Средство для сбора дождевой воды и росы.
- Охотничье ружье с боеприпасами. Может использоваться для охоты и для подачи звукового сигнала.
- Солнечные очки на каждого. Помогут защитить глаза от блеска песка и солнечных лучей.
- Переносная газовая плита с баллоном. Поскольку двигаться не придется, может пригодиться для приготовления пищи.
- Магнитный компас. Большого значения не имеет, так как нет необходимости определять направление движения.
- Летная карта окрестностей. Не нужна, так как куда важнее знать, где находятся спасатели, чем определять свое местонахождение.
- Определитель съедобных животных и растений. В пустыне нет большого разнообразия животного и растительного мира.
- Литр водки на всех. Допустимо использовать в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку при употреблении внутрь может вызвать обезвоживание организма.
- Пачка соли. Значимости практически не имеет.
Вариант «Двигаться к людям». Распределение по значимости будет иметь несколько иной вид:
- Полтора литра воды на каждого.
- Пачка соли.
- Магнитный компас.
- Летная карта окрестностей.
- Легкое полупальто на каждого.
- Солнечные очки на каждого.
- Литр водки на всех.
- Карманный фонарь.
- Полиэтиленовый плащ.
- Охотничий нож.
- Охотничье ружье с боеприпасами.
- Карманное зеркало.
- Определитель съедобных животных и растений.
- Парашют красно-белого цвета.
- Переносная газовая плита с баллоном.
Иногда прояснение взаимных впечатлений и открытый обмен обратной связью на первых этапах занятия с элементами тренинга затруднены, и хотя эта игра остается полезной и эффективной, она не способна полностью снять психологические защиты участников. Для ослабления напряжения на этой стадии используются психогимнастические игры релаксационной направленности.
Профориентационная игра «А вот и Я»
Упражнение в шутливой форме позволяет смоделировать некоторые элементы собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение и, таким образом, повысить уровень готовности поступающих к подобным собеседованиям.
Методика проводится в круге. Количество участников – от 6-8 до 15-20 человек. Время проведения 30-50 минут. Методика может быть проведена в разных вариантах. Игровая процедура по первому варианту предполагает следующее.
- Участникам игры объясняется ее общий смысл – проверить и, по возможности, хоть немного повысить свою готовность к прохождению собеседования при трудоустройстве. Само название игры как бы говорит, вот я пришел, посмотрите, подхожу ли я для вашего заведения. По условию игры предполагается, что итоги собеседования являются решающим фактором зачисления на работу или поступления в учебное заведение.
- Каждый участник на отдельном листочке выписывает 5-7 самых главных правил поведения для поступающего и 5-7 главных правил проведения беседы для члена приемной комиссии, которые позволили бы ему не ошибиться при выборе претендента.
Целесообразность включения в игру роли руководителя (члена приемной комиссии) объясняется тем, что претендент на работу или поступающий в учебное заведение должны понимать позицию руководителя фирмы (заведения), а также лучше осознавать, чего от него ожидают при собеседовании. Все это повышает шансы претендента произвести хорошее впечатление и быть зачисленным. На это отводится примерно 5-7 минут.
- Все садятся в круг. Ведущий предлагает двум игрокам-добровольцам выполнить первое игровое задание: в течение 7-10 минут разыграть сценку собеседования. Сразу же уточняется, кто будет играть претендента на вакантное место, а кто руководителя заведения.
- После этого обязательно следует уточнить, что это за заведение (конкретный ВУЗ, фирма и т.п.), а также, какая именно вакансия предлагается для претендента, т.е. о чем пойдет речь. Желательно, чтобы заведение и вакантное место в нем был и достаточно престижным и, в то же время, реалистичными для трудоустройства. Уточнить это должен игрок, изображающий руководителя.
- Другой игрок – претендент – сразу же уточняет, какими основными характеристиками и качествами обладает его герои, например, его возраст, образование, пол, жизненный опыт и т.п.
- Во время проигрывания остальные участники внимательно наблюдают за действиями руководителя и претендента, отмечая для себя, насколько их действия соответствуют выписанным на их листочках правилам поведения для руководителя и претендента.
- После первого проигрывания всем (включая главных игроков) дается задание: по 5-балльной шкале оценить успешность действий отдельно для претендента и для руководителя.
- Первое слово предоставляется главным игрокам. Сначала они по очереди называют свои оценки (и самооценки), а потом кратко комментируют их, не забыв соотнести свои оценки с выписанными ранее правилами поведения для руководителя и для претендента. После этого могут кратко высказываться и остальные участники. Желательно завершить первое обсуждение за 5-7 минут. При наличии большего времени можно даже быстро подсчитать, сколько баллов набрали руководитель и претендент по оценкам остальных игроков.
- Перед тем, как начать общую игру, ведущий может зачитать основные правила для человека, желающего произнести хорошее впечатление и для руководителя, который не хочет ошибиться в своем выборе.
К примеру, чтобы понравиться другим людям можно ориентироваться на следующие известные правила, выделенные Д.Карпеги:
- искренне интересуйтесь другими людьми;
- улыбайтесь;
- помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;
- будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе;
- говорите о том, что интересует Вашего собеседника;
- внушайте Вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
Для руководителей можно порекомендовать следующее:
- не поддаваться первому впечатлению от внешности претендента (важнее для работы все-таки деловые качества);
- не переоценивать «красноречие» претендента, которое далеко не всегда свидетельствует об организаторских способностях;
- не переоценивать различные дипломы «с отличием» (они достаточно могли быть «купленными» или полученными без особого труда);
- при первой встрече следует поменьше говорить самому руководителю (рассказывать об организации) и побольше слушать претендента;
- даже если претендент поначалу и не произвел впечатления, не следует ему отказывать сразу, можно вежливо предложить ему позвонить через несколько дней секретарю;
- руководитель должен хорошо сам понимать, какой же работник ему нужен (хотя бы примерно представлять, какими качествами и характеристиками он должен обладать, чтобы выполнять конкретную работу или обучаться по конкретной специальности).
- После этого ведущий предлагает выйти следующему добровольцу на более сложную и интересную роль – претендента, беседующего с целой приемной комиссией.
- Доброволец сам определяет, в какое заведение и на какую вакансию (специальность) он собирается оформиться, а также кратко называет основные характеристики своего «героя».
- Роль руководителей, а точнее, членов приемной комиссии будут играть все остальные участники, при этом, для большей остроты игры они делятся на две команды, т.е. беседовать с претендентом будет не одна, а сразу две приемные комиссии на конкурсной основе. Каждая комиссия располагается за отдельным столом.
- Смысл дальнейшего задания заключается в том, что члены комиссий будут по очереди задавать претенденту различные вопросы, а он должен сразу же на них отвечать. Примерно через 5-7 минут таких вопросов-ответов члены комиссий должны будут на листочках по 5-балльной шкале оценить, насколько готов претендент к приему в их организацию. После этого в каждой команде (в каждой комиссии) проводится небольшое обсуждение и быстро подсчитывается средний балл готовности претендента (по баллам, проставленным в листочках).
- Наконец, проводится итоговое обсуждение. Если у приемных комиссий разные мнения, то организуется небольшая дискуссия, как между командами-комиссиями, так и между отдельными игроками. Общим итогом игры могут стать совместно разработанные и уточненные правила поведения для претендента и для руководителя (члена приемной комиссии).
Возможны и другие варианты проведения данного игрового упражнения. К примеру, после разыгрывания ситуации собеседования в паре, всем предлагается также разделиться на пары и воспроизвести эту ситуацию (или же самим определить, в какое заведение, на какую вакансию и какой по своим качествам человек собирается поступать). В других случаях можно заранее выбрать из числа играющих (а может даже, и из числа приглашенных специалистов) специальное жюри, которое и будет проставлять основные баллы и говорить свое решающее слово. Можно также после первого проигрывания в паре всем разделиться на команды, выбрать в каждой команде своего добровольца-претендента и разыграть его беседу с членами приемных комиссий (в каждой из команд) и т.д.
Главное для упражнений такого типа – постараться меньше фантазировать и быть ближе к реальности. Для этого требуется и самому ведущему лучше представлять, какие сложности ожидают претендентов при поступлении в те или иные учебные заведения, а также при оформлении в государственные организации и частные фирмы.
Игра «Школа этикета»
Цель: формирование коммуникативных умений.
Условия игры
Имитация ситуации общения. При подготовке к проведению игры школьники самостоятельно знакомятся с литературными источниками по теме с целью уточнения основных норм поведения и общения и отбора конкретных ситуаций для разыгрывания.
Разыгрывать желательно сценки-контрасты, демонстрирующие нормы и их нарушение, что особенно активизирует всех зрителей для включения в анализ увиденного.
Ход игры
Школьники делятся на группы по два-три человека. Точно и кратко разыгрывают сценки типичных ситуаций, демонстрируют соблюдение или нарушение норм культуры поведения и общения юношей и девушек в различных ситуациях. Зрители анализируют ситуации, оценивают точность исполнения. Проходит обсуждение и оценка сценок-драматизаций, подведение итогов, выявление победителей, наиболее выразительно разыгравших ситуации.
Примеры ситуаций
Нормы общения со взрослыми: «Как мы знакомимся со взрослыми», «Как мы возражаем учителю, родителям», «Как мы приветствуем учителя, взрослых на улице, в школе».
Нормы общения со сверстниками: «Знакомство с юношей, девушкой в кафе», разговор по телефону.
Культура поведения в общественных местах: «Мы опоздали на спектакль. Наши места заняты…».
Игра «Стажеры-инопланетяне»
Цель: знакомство учащихся 7-9 классов (а в более усложненном варианте и для учащихся 10-11 классов) с основными структурными подразделениями различных предприятий и организаций, а также выработка умения соотносить качества работника с требованиями профессий.
Условия проведения игры
Для проведения игры требуется обычная классная доска. По времени игра занимает около часа.
Процедура проведения игры
- Еще до того, как будет объявлено название игры, следует выбрать двух добровольцев на главные роли.
- Далее оглашается название игры и участникам предлагается следующая инструкция:
«Планета Земля недавно установила контакт с другой цивилизацией. Начался период интенсивного изучения друг друга: наши специалисты летают на новую планету, а оттуда летят специалисты к нам. Представьте, что два специалиста-инопланетянина, изучающие профессии, прибывают на одно типичное земное предприятие (в организацию), чтобы не только понаблюдать за работой различных профессионалов, но, по возможности, самим попробовать некоторые земные профессии на себе, как бы «постажироваться». Посмотрим, насколько это получится у наших гостей из космоса. В роли инопланетян будут два наших добровольца, а все остальные – в роли руководителей различных служб предприятия. Что это за предприятие, мы определим с вами немного позже».
- После этого все вместе (и «руководители», и «инопланетяне») уточняют, какое предприятие (или какую фирму) они хотели бы рассмотреть в игре. Ведущий выписывает название этого предприятия на доске и обязательно уточняет, что именно производит это предприятие или что делает данная фирма.
- Далее участники вместе определяют, какие основные службы функционируют на данном предприятии. Ведущий может подсказать учащимся названия типичных подразделений: дирекция, планово-экономический отдел, бухгалтерия, отдел кадров, отдел маркетинга, отдел сбыта и снабжения, транспортная служба, охрана и т.п. Для удобства можно заготовить краткие игровые инструкции для руководителей подразделений, где указывают: название подразделения, основные условия труда в нем, главные требования к типичному работнику. Всего заготавливается 15-20 таких инструкций.
Примеры карточек, содержащих краткую информацию
о различных подразделениях предприятия
Планово-экономический отдел
Осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности организации, разрабатывает мероприятия по обеспечению режима экономии, повышению эффективности работ, выявлению резервов, более рациональному использованию всех видов ресурсов. Работа проходит в обычных помещениях за столами. Основной предмет труда – числа, формулы, таблицы, графики, картотеки, отчеты. В процессе работы активно используется компьютер, микрокалькулятор. Основной работник-экономист. Он должен быть аккуратным, ответственным, уметь быстро считать, анализировать большой объем информации, знать производство. Препятствовать эффективности профессиональной деятельности экономиста будет отсутствие математических и аналитических способностей, быстрая утомляемость, импульсивность, вспыльчивость, небрежность и рассеянность.
Транспортный отдел
Занимается перевозкой различных грузов и людей на территории предприятия и за его пределами на грузовых автомобилях, заводских автобусах, а также на автопогрузчиках и автокарах. Основной работник – водитель. Он должен знать автотранспортную технику, правила движения, иметь развитое пространственное мышление, быструю реакцию, а главное, – быть осторожным и ответственным. Препятствовать эффективности профессиональной деятельности будет эмоциональная неустойчивость, агрессивность, быстрая психическая утомляемость, рассеянность. Особые требования предъявляются к психическому здоровью, а также к остроте зрения и слуха.
Опытно-конструкторское бюро (ОКБ)
Создает новые образцы продукции и совершенствует уже выпускаемые. Работать приходится за кульманом (чертёжный прибор пантографной системы в виде доски, установленной вертикально или под углом) в обычных помещениях. Иногда работа проходит за столом, реже – на специальных опытных участках при сборке новых образцов. Основной работник – чертежник-конструктор. Он должен быть очень аккуратным, уметь чисто и грамотно делать чертежи, иметь развитое техническое мышление. Особые требования – к зрению, точности движения рук.
Отдел маркетинга
Занимается изучением спроса на продукцию предприятия среди различных групп населения, а также разработкой стратегии продвижения продукта. Ищет покупателя, определяет, во сколько оценить свой товар, какую рекламу использовать. Следит за всеми новыми разработками, а также прогнозирует тенденции на рынке. Основной работник – маркетолог. Он должен быть стрессустойчивым, уметь быстро налаживать контакты, убеждать, иметь развитое аналитико-логическое мышление, хорошую память и внимание. Препятствовать успешной работе будут такие черты характера, как безынициативность, низкий уровень общительности.
Ведущему нужно учитывать интересы участников, их ориентацию на определенные профессии. В зависимости от профиля организации могут быть выделены: вычислительный центр, конструкторские отделы, конкретные производственные цеха и участки, а также склады, столовые, рекламные службы, административно-хозяйственные службы, пожарная охрана и даже социально-психологические подразделения.
Ведущий выписывает названия 10-15 таких подразделений на доске в таблице. Рассмотрим пример заполненной таблицы для предприятия «Автомобильный завод».
Подразделения автомобильного завода |
Мнения инопланетян |
Мнения группы |
Мнения ведущего |
Цех сборки автомобилей |
+ |
+++- |
? |
Испытательный полигон |
+? |
+++ |
+ |
Отдел технического контроля |
+ |
+ |
+ |
Отдел маркетинга |
+ |
+ |
+ |
Планово-экономический отдел |
+ |
+ |
+ |
Администрация предприятия |
-? |
-? |
? |
Бухгалтерия |
+ |
+ |
+ |
Охранное подразделение |
+ |
++? |
+ |
Столовая |
-? |
?--- |
- |
Можно также отдельно представить основные структуры предприятия в виде несложной схемы, но на доске основные подразделения (и соответствующие профессии) обязательно должны быть представлены в виде перечня. Из-за ограниченного времени выписывается лишь то, что как-то заинтересует участников.
После этого двум главным игрокам («инопланетянам») предлагается выйти на 2-3 минуты в коридор и подумать над своим внешним обликом. По условию игры они внешне не должны сильно отличаться от жителей нашей планеты рост «инопланетян» не может превышать трех метров, а вес – 500 кг. Придумав свой облик, игроки должны будут затем быстро нарисовать его на доске (важные параметры: форма тела, его покров, расположение конечностей и органов чувств), и кратко прокомментировать некоторые свои особенности (основные достоинства и обязательно какие-то недостатки).
Среди достоинств можно указать, например, умение считать, как ЭВМ, молниеносную реакцию, большую физическую силу, устойчивость к воздействию электрического тока и ядовитых химических веществ. Среди недостатков можно указать следующие: слабое зрение и слух, быстрая утомляемость и т.п.
- Пока «инопланетяне» готовятся в коридоре, ведущий с оставшимися игроками обсуждает, каким образом можно определить готовность инопланетных существ к работе на Земле. Для этого он быстро рисует на доске необычное существо и предлагает одному из учащихся представить себя на месте начальника службы нашего предприятия. Этот учащийся должен попытаться объяснить, сможет ли такое существо успешно трудиться в его службе.
- Далее приглашаются «инопланетяне», быстро рисуют свое изображение на доске, кратко комментируют то, что нельзя было отобразить на рисунке, а также отвечают на уточняющие вопросы. Ведущий должен проследить за тем, чтобы таких вопросов было немного, иначе игра превратится в сплошную пресс-конференцию.
- После этого игроки высказываются о пригодности стажеров-инопланетян к работе по земным профессиям.
Сначала говорят «руководители» подразделений. Порядок высказываний, следующий:
- участник просит слово (поднимает руку, как это часто делается на «взрослых» производственных совещаниях);
- называет свое подразделение (он выбирает его самостоятельно из перечня, записанного на доске);
- говорит, смогут ли «инопланетяне» работать по типичной для данного подразделения профессии, и обязательно объясняет, почему он так считает.
В таблице, начерченной на доске, напротив конкретных подразделений ставятся соответствующие знаки (например, если, по мнению «руководителя», «инопланетяне» не подходят для данной профессии, то ставится знак «-», а если подходят – «+», если мнение неопределенное – «?»).
Далее по этому поводу могут высказаться и остальные игроки (насколько они согласны с доводами только что выступившего «руководителя»).
Только потом, в завершении, кратко высказываются и «инопланетяне»: смогут они работать в качестве стажеров по рассматриваемой профессии или нет и почему. В таблице ставятся соответствующие знаки напротив конкретных подразделений (например, если, по мнению «инопланетян», они не подходят для данной профессии, то ставится знак «-», а если подходят – «+», а если мнение неопределенное – знак «?»).
Свое мнение может высказать и ведущий, корректируя ошибочные представления участника. Но если их мнения и обоснования окажутся в основном верными, то ведущему лучше промолчать. Мнение ведущего также отмечается в отдельной колонке в таблице.
- Разобравшись с одной профессией, ведущий предлагает перейти к другому подразделению и просит кого-нибудь выступить в роли «руководителя» и т.д.
Обсуждение игры
Обычно за занятие удается рассмотреть около 7-10 профессий, что не так уж и мало, ведь в игре преследуется цель не только познакомить участников с подразделениями предприятия и типичными профессиями, но и научить их самостоятельно соотносить возможности работника с этими профессиями.
В заключении игры участники обсуждают, явилась ли в целом удачной стажировка «инопланетян» на Земле. Часто обнаруживается, что даже «инопланетяне» (сильно отличающиеся от обычных людей) все-таки пригодны для многих земных профессий.
Диагностические возможности игры
Такая игра для кого-то из участников может оказаться «вдохновляющим» условием для выбора тех профессий, в своей пригодности к которым у него были сомнения. Кому-то из ребят такая игра поможет скорректировать представления о характере самой работы и требованиях к работнику.
Типичные трудности
Необычная игровая инструкция, а главное, использование необычных «возможностей» привносят в занятие дополнительный интерес и интригу. Поэтому, если в ходе игры будут возникать шутки и смех, следует отнестись к ним с пониманием, ведь сама игра провоцирует воображение. Спокойнее надо относиться и к ситуации, когда главные игроки («инопланетяне»), изобразят на доске несколько нелепое существо, поскольку вполне может оказаться, что и для него подойдут некоторые профессии. Естественно, все эти шутки должны касаться представленных образцов, «инопланетян» и существующих земных профессий, но не должны быть направлены на личности самих главных участников. Ведущий должен обязательно следить за этим.
Одним из сложных моментов игры может оказаться ситуация, когда учащиеся проявят некоторую пассивность, и не будут стремиться выступать в роли «руководителей» подразделений. Ведущий может использовать для предотвращения этого следующие приемы:
- уважительно обращаться к конкретным участникам по именам и отчествам, например, «а что нам скажет Иван Иванович, начальник транспортного цеха?»;
- не «застревать» на каком-то подразделении, если оно не вызывает интереса у участников;
- если ведущий все-таки считает, что данное подразделение обязательно надо обсудить, то он сам может выступить в роли «временного руководителя (ВРИО)» и т.п.
Игра «Аукцион»
Цель игры: повышение информированности учащихся о мире профессий, исследование направленности профессиональных интересов учащихся.
Условия проведения игры
Игра предназначена для учащихся 5-7 классов. Игра проводится после того, как учащиеся познакомились с типами профессий (классификация Е.Климова). Понадобиться доска для составления списка профессий каждой командой, цветные мелки (свой цвет для каждой команды), деревянным молоток, гонг, символические призы. Время проведения – 15 минут.
Процедура проведения игры
Участники делится на три команды. Представителям каждой команды по жребию предлагается выбрать тип профессий («Человек – Человек», «Человек – Техника», «Человек –Художественный образ», «Человек – Знаковая система», «Человек – Природа»).
Инструкция командам: «За 10 минут вы должны назвать как можно больше профессий вашего типа. Называть будете по очереди: сначала профессию называет первая команда, затем вторая, затем очередную профессию называет снова первая команда и т.д.».
Ведущий игры каждый названный вариант профессии отмечает ударом деревянного молотка по столу. Названные профессии записываются на доске (каждая команда записывает «свою» профессию «своим» цветом). Если вариантов больше нет ни у одной команды, то после третьего удара молотка звучит гонг.
Выигрывает та команда, игроки которой назвали большее число профессий.
Самые активные участники «Аукциона», назвавшие наибольшее число профессий и обнаружившие знание новых профессий, поощряются специальными призами.
Диагностические возможности игры
Игра позволяет определить степень общей информированности о мире профессий, а также выявить направленность профессиональных интересов.
Игра «Приемная комиссия»
Цель игры: знакомство с требованиями при приеме в учебные заведения или на работу.
Условия проведения игры
Игра рассчитана на учащихся 9-11 классов, а также абитуриентов. В игре могут участвовать от 3 до 10 человек. Для игры необходимо иметь справочную литературу («Справочник для поступающих в ВУЗы, УССО и УПТО»), а ведущий должен знать условия поступления (с целью учебы или работы) в конкретное учебное заведение или на предприятие.
Процедура проведения игры
- Ведущий знакомит участников с общей инструкцией: «Все вы скоро будете куда-то поступать: в профессиональные лицеи, колледжи, устраиваться на работу. Давайте пофантазируем и представим, что для поступления не нужно сдавать никаких экзаменов, а нужно пройти собеседование с членами приемной комиссии, которая и решит, зачислять Вас или не зачислять. В нашей игре будет «приемная комиссия» и «поступающие». Посмотрим, многим ли удастся поступить?».
- Выбирается приемная комиссия из 2-5 человек (в зависимости от количества учащихся) и решается вопрос, какое учебное заведение будет представлено в игре. Ведущий может предложить наиболее престижное учебное заведение или, наоборот, наименее престижное, сказав, что в следующих проигрываниях будут другие учебные заведения.
- Подготовка к игре. Члены приемной комиссии знакомятся с учебным заведением (читают рекламные проспекты, профессиограммы основных профессий, заранее подготовленные ведущим) и вырабатывают главные критерии отбора, например:
- знание будущей профессии;
- желание учиться в данном учебном заведении;
- способности к обучению;
- поведение;
- воспитанность и т.п.
Ведущий предлагает остальным участникам подумать, как стоит себя вести на собеседовании, чтобы повысить свои шансы поступления в данное учебное заведение. Время на подготовку может занять от 5 до 10 минут.
- Участники по очереди пробуют поступить в учебное заведение. На одну попытку дается от 5 до 15 минут, в зависимости от числа играющих.
Обсуждение игры
Оценивается правильность действия членов «приемной комиссии» и «поступающих». Ведущий должен сказать учащимся, какова реальная ситуация при поступлении в данное учебное заведение.
Диагностические возможности игры
Выявляются знания об условиях поступления, обучения, возможность работы после окончания того или иного учебного заведения или при устройстве на работу.
Типичные трудности
Учащимся гораздо интереснее попробовать «поступить» в престижный ВУЗ, чем в профессиональный лицей или колледж. Желательно дать школьникам возможность попробовать свои силы на примере разных учебных заведениях, но при этом ведущий должен следить за строгостью отбора.
Перспективы развития игры
Большие возможности совершенствования игры – в более качественной подготовке членов приемной комиссии. Можно устроить соревновательную игру, когда выбираются два разных учебных заведения, две приемные комиссии, которые по очереди организуют прием. Выигрывает та комиссия, которая совершила меньше ошибок, а сами ошибки определяются при обсуждении игры. Перспективно также давать членам комиссии большее время на подготовку, например, после выбора комиссии перенести игру на следующий день.
Игра «Корова»
По сути, выбор профессии – это решение, которое принимает человек. Принимая решение, человек на основе анализа выбирает путь для дальнейшего развития и совершенствования. Речь идет не только о выборе профессии, но и прогнозировании того, что ждет каждого дальше, после того, как он начнет учиться или работать.
Цель игры: развитие умений по принятию решения в процессе группового взаимодействия.
Условия проведения игры
Игра предназначена для учащихся старших классов. Игру желательно проводить в группе из 12-15 человек. Игра с большим количеством займет намного больше времени и при этом будет менее эффективной, т.к. главное условие игры состоит именно в том, чтобы каждый участник группы имел возможность высказать свое мнение по поводу решения задачи.
Процедура проведения игры
- После небольшого вступления (о целях игры) ведущий предлагает участникам приступить к работе.
Инструкция: «Сейчас мы будем решать задачу. Прослушав ее условие, каждый из Вас самостоятельно, без обсуждения, решит ее в уме. Ответ вы сохраните в тайне до того момента, пока все решат задачу».
Условие задачи необходимо прочитать несколько раз, чтобы каждый его запомнил. Читать следует целиком, чтобы не сделать невольных подсказок.
Условие задачи: «У фермера была корова. Он продал ее за 6 тыс. долларов. Взяв ссуду в банке в размере 1,5 тыс. долларов, он купил другую корову, более продуктивную, за 7,5 тыс. долларов. Прошло некоторое время, и эта корова не стала удовлетворять его требованиям. Но цены на рынке в тот момент были выше, и он продал ее за 8 тыс. долларов. Затем цены несколько упали, и он купил хорошую корову за 7,5 тыс. долларов. По каким-то причинам через год он решил окончательно порвать с фермерским хозяйством и продал корову за 10 тыс. долларов, поскольку цены стали опять высокими. С каким результатом он вышел из всех сделок – с убытком, прибылью или с тем же капиталом? Во сколько раз (в тыс. долларах) оценивается результат?»
- После того, как каждый из участников решит задачу, ведущий спрашивает о полученных результатах. Все участники делятся на группы в соответствии с полученными ответами. Если у всех ответы разные, то группы составляются по принципу наибольшей близости результатов (оптимальное количество – 3-5 групп, не менее 2-3 человек в каждой). Далее дается инструкция группам.
Инструкция группам: «Вы должны разработать совместный план убеждения других групп в собственной правоте».
После того, как планы разработаны и ведущий почувствовал, что группы могут работать согласованно, каждая из групп по очереди выступает со своими доводами. При этом лучше начинать не с той группы, у которой результат наиболее правильный. Выступающих в ходе доказательств прерывать нельзя.
Ведущий выясняет, не переменил ли кто-либо из участников своей точки зрения. Если такие есть, то они подключаются в соответствующие группы.
Затем начинается дискуссия, в которой каждая группа пытается убедить других в правильности своего результата. В итоге все должны прийти к единому результату.
Обсуждение игры
Обсуждение происходит в форме усвоения алгоритма принятия решения с опорой на примеры решения задачи «Корова».
Объяснение ведущего: «Человек часто оказывается в ситуации выбора: поступать в ВУЗ или идти работать; какой факультет выбрать; выйти замуж или продолжить учиться; поступать в аспирантуру или идти работать и т.д. Таким образом, человек оказывается в ситуации принятии решения. Для очень многих подобная ситуация оказывается стрессовой. Причиной такого отношения к необходимости принимать решения является, с одной стороны, то, что человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой стороны – он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям. Поэтому простое знание некоторых правил уже во многом облегчает принятие решения. Каковы же эти правила?
Процесс принятия решения исследователи разделяют на несколько этапов:
- Сбор возможных вариантов решения. На этом этапе задачей человека становится сбор как можно большего числа возможных вариантов – глобальных и частных, реальных и нереальных, имеющих под собой основу и не имеющих. Все идеи лучше записывать и подвергнуть первичному анализу.
- Сбор информации по каждому варианту решения. Чем полнее информация, тем с большей уверенностью можно будет принять или отвергнуть пути решения проблемы. На этапе сбора информации некоторые идеи уже отвергаются.
- Исследование шансов успешности в каждой альтернативе. На этом этапе человек ищет ответ на вопрос: «Могу ли я на деле осуществить данный вариант?».
- Связь каждой альтернативы с целями и ценностями человека. Иногда наиболее успешный путь решения конкретной проблемы не соответствует общим принципам человека, его этическим нормам и жизненным целям. Поэтому на данном этапе идут поиски такого решения, которое бы учитывало данные факторы.
- Разработка конкретного плана действий и определение факторов, способствующих и препятствующих данному варианту решения проблемы.
- Формулировка плана действий для новых возможностей и нового развития. Это очень важный этап принятия решения. Человек должен всегда иметь перспективные цели, только в этом случае его развитие не остановится. Поэтому решать частные проблемы необходимо в русле перспективного развития, и их решение не должно препятствовать развитию.
Особо хотелось бы обратить ваше внимание на то, что истинное решение никогда не ведет к тупику. Оно должно создавать человеку возможности для дальнейшего развития».
Диагностические возможности игры
Обсуждение хода решения задачи может вестись по двум темам: алгоритм принятия и межличностное взаимодействие в процессе убеждения. Решение задачи дает возможность участникам группы понять свои особенности не в формальном, а в деловом общении. Участники группы смогут лучше понять отличие делового общения от неформального, если ведущий расскажет им об основах транзактного анализа и ролях «Родитель, взрослый и ребенок».
Игра «Слалом»
Основная цель игры – оперативное принятие управленческих решений руководителем.
Предварительно для проведения деловой игры необходимо подготовить:
- идентификаторы участников игры;
- часы или секундомер.
Продолжительность игры: 2 часа.
Процедура проведения игры
Участники сначала делят роли и в течении двух-трех минут обдумывают свои вопросы, которые они хотят задать главному участнику процесса. Инструкция каждому участнику передается в письменном виде.
Инструкция «герою»
Вы – руководитель среднего звена солидной компании. Вы знаете, что в вашем отделе ожидаются кадровые перестановки, и поскольку Вы на хорошем счету у руководства, то считаете себя в праве рассчитывать на повышение. Вчера Ваш босс многозначительно попросил Вас зайти к нему сегодня в определенное время для серьезного разговора…
Инструкция друга детства
Вы не виделись более 10 лет. Однако в данной организации Вы оказались по делам. Вам предложили войти с бизнес в качестве соучредителя и одного из директоров. Прежде чем принять решение, вы хотели бы получить дополнительную (желательно – неофициальную) информацию об организации. И тут в коридоре видите…
Инструкция бизнес-партнера
С данным специалистом у Вас чисто деловые отношения. Сейчас Вы явились в организацию потому, что на сутки просрочена поставка важного оборудования Вашим клиентам. Вам важно срочно решить этот вопрос, поскольку Вам грозят серьезные неустойки. Вы – клиент такого уровня, что Вам хотелось бы, чтобы с Вами взаимодействовал именно начальник отдела, а не рядовой менеджер. Вы специально разыскали его в коридорах фирмы, чтобы сказать…
Инструкция коллеги-конкурента
Всю свою жизнь в этой организации Вы с коллегой шли, что называется, «ноздря в ноздрю»: если повышали одного, то соответственно рос в должности и другой. Теперь Вы на той ступеньке, когда повысить могут только одного. При всем доброжелательном уровне отношений, между Вами никогда не было дружбы.
К Вам на руки попал черновик отчета, составленного Вашим коллегой – соперником. Вы как раз шли к вашему общему руководителю, чтобы использовать повод доложить начальству о допущенных серьезных ошибках в отчете. Увидев (как некстати) своего коллегу-соперника, Вы вдруг решаете обратиться к нему со своими замечаниями, предупредив его, что «если он не исправит «эти грубые ошибки», то пострадает репутация всего отдела». При этом, Вы не будете огорчаться, если он даст Вам повод «с чистой совестью» выйти в этой информацией на руководство. Что ж, он приближается…
Инструкция заместителя
В условиях жесткого цейтнота деятельности, который всегда наступает в конце квартала, к Вам в отдел нагрянула налоговая инспекция, требующая открыть сейф и предоставить документы на проверку. Вы меньше всего хотели бы стать краеугольным камнем в этой разборке, поэтому разыскиваете своего начальника, чтобы сообщить ему о случившемся. Ваша задача – получить четкие инструкции (желательно – письменные), гарантии ухода от необходимости нести ответственность за возможные негативные последствия ситуации. С этим настроем Вы идете по коридору и встречаете своего начальника…
Инструкция журналиста
Вы приехали сделать репортаж об этой организации. Но пока не определились, будет ли этот репортаж хвалебным (чтобы он прошел как рекламный материал) или скандальным (чтобы порадовать читателей). Вы решили определиться по ходу дела. И тут (какая удача) Вам навстречу направляется человек явно руководящего вида…
Общая инструкция проговаривается перед всей группой. Так же представляются другие участники игры.
Общая инструкция
По дороге к начальнику наш специалист встречает:
- друга детства, с которым он не виделся более 10 лет;
- бизнес-партнера, с которым взаимодействуют специалисты Вашего отдела;
- коллегу-конкурента, соперника при перспективном повышении;
- своего заместителя, который занимается текущими вопросами деятельности;
- представителя прессы, который периодически появляется в вашей организации для написания очередной статьи.
- – успеть за 10 минут пройти через этих людей, успев к назначенному времени к начальнику, который очень пунктуальнен, и быть в состоянии вести с ним серьезный разговор, возможно, о перспективах повышения.
Обсуждение игры
В заключении игры участники обсуждают.
- Выполнена ли задача руководителем?
- Насколько качественно руководитель смог ответить на вопросы участников в ходе игры?
- Какие сложности возникли при взаимодействии с людьми?
- Какие сложности возникли у участников игры?