Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

САНПИН Постановление Совета Министров Республики Беларусь 07.08.2019 № 525

Дата: 22 октября 2020 в 22:44, Обновлено 20 ноября 2020 в 15:22

САНПИН Постановление Совета Министров

Республики Беларусь 07.08.2019 № 525

Постановление Совета Министров Республики Беларусь 07.08.2019 № 525 Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Совета Министров

Республики Беларусь

07.08.2019   № 525

Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования.

ГЛАВА 6

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ УЧРЕЖДЕНИЙ

51. В учреждениях все помещения, оборудование помещений, включая спортивное оборудование и спортивный инвентарь, торгово-технологическое и санитарно-техническое оборудование, должны содержаться в чистоте.

Влажная уборка помещений должна проводиться в течение дня по мере необходимости при открытых окнах и фрамугах с применением моющих средств и в отсутствие обучающихся. Не реже одного раза в месяц должна проводиться генеральная уборка помещений с применением моющих средств и средств дезинфекции в соответствии с инструкциями по применению. Генеральная уборка помещений объекта питания должна проводиться не реже одного раза в неделю.

Обязательно проведение влажной уборки учебных помещений в период между учебными сменами, санитарных узлов – после каждой перемены.

Индивидуальные горшки после каждого их использования должны мыться ершами под проточной водой с применением моющих средств.

Моющие средства и средства дезинфекции должны храниться в специально отведенных помещениях (местах), недоступных для обучающихся.

52. В учреждениях:

ковры должны ежедневно очищаться пылесосом или влажной щеткой, при необходимости подвергаться химической чистке;

электросветильники и окна должны очищаться по мере загрязнения, но не реже одного раза в три месяца;

игрушки должны мыться ежедневно теплой водой с применением моющих средств;

игрушки для игры на улице моются непосредственно на территории учреждения.

53. В учреждениях уборочный инвентарь должен выделяться  соответствующей маркировкой и быть раздельным для:

помещений медицинского назначения, в том числе для палат медицинского изолятора;

помещений объектов питания (в том числе для обеденного зала, производственных помещений для сырой и готовой продукции);

жилых и спальных помещений;

поверхностей выше пола;

санитарных узлов.

Уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов должен иметь сигнальную маркировку и храниться отдельно от остального уборочного инвентаря – в санитарных узлах или специально отведенных местах.

Уборочный инвентарь после использования промывается горячей водой с моющими средствами и просушивается.

54. В учреждениях не допускается наличие грызунов и насекомых.

Не допускается проводить дератизационные и дезинсекционные мероприятия в присутствии обучающихся.

55. В местах проживания, оборудованных мусоропроводами, клапаны и камеры мусоропровода должны содержаться в чистоте.

При выведении из эксплуатации или отсутствии в местах проживания мусоропроводов контейнер для сбора твердых коммунальных отходов допускается размещать в мусороприемной камере с обеспечением к нему доступа.

56. Требования к содержанию постельных принадлежностей и постельного белья в учреждениях установлены согласно приложению 10.

57. В учреждениях дезинфекции подлежат:

резиновые коврики в душевых, ерши для унитазов – в конце рабочего дня;

накладки на унитазы – во время уборки;

поверхности, постельное и нательное белье (перед стиркой или во время стирки) в случае загрязнения физиологическими выделениями;

грязное постельное белье из медицинских изоляторов;

санитарная одежда работников после работы с грязным бельем (перед стиркой или во время стирки).

58. В местах проживания обучающихся в возрасте до 17 лет не реже одного раза в неделю должна быть организована их помывка. Полотенца должны выделяться отдельно для лица и рук, для ног и банное.

В учреждениях для детей-сирот должно быть не менее двух комплектов наматрацников, постельного белья и полотенец на каждого воспитанника.

59. Все помещения учреждений с пребыванием обучающихся должны проветриваться.

Одностороннее проветривание помещений проводится в присутствии обучающихся.

Сквозное проветривание учебных и других помещений в присутствии обучающихся и через помещения санитарных узлов запрещается.

Проветривание рекреационных помещений проводится во время учебных занятий.

60. В учреждениях должны быть обеспечены санитарной одеждой медицинские работники, помощники воспитателей, работники прачечных, уборщики помещений. Смена санитарной одежды должна проводиться по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.

Хранение работниками учреждений верхней одежды, обуви, головных уборов, личных вещей совместно с санитарной одеждой, одевание верхней или какой-либо другой одежды на санитарную одежду запрещаются.

ГЛАВА 7

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОму ПРОЦЕССу

И ВОСПИТАНИЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ

61. Образовательный процесс в учреждениях для детей, учреждениях высшего образования должен осуществляться в соответствии с типовыми учебными планами, утвержденными в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании, при их соответствии санитарно-эпидемиологическому законодательству.

Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, за исключением детских школ искусств, в учреждениях дополнительного образования взрослых должен осуществляться в соответствии с учебными планами (программами), разработанными и утвержденными в установленном законодательством порядке.

Образовательный процесс и воспитание в учреждениях должны быть организованы с учетом необходимости:

сохранения здоровья обучающихся, поддержания их работоспособности в течение учебного дня, недели, учебного года, обеспечения требуемой двигательной активности;

обеспечения продолжительности прогулок, дневного и ночного сна в учреждениях для детей.

62. В учреждениях высшего образования обязательная недельная учебная нагрузка (в режиме шестидневной или пятидневной учебной недели) для студентов первого и второго курсов должна быть не более 40 учебных часов без учета учебных часов, предусмотренных учебными планами для самостоятельной работы.

63. В учреждениях для детей:

продолжительность обязательных компонентов режима дня детей в учреждениях с круглосуточным пребыванием предусматривается согласно приложению 11;

продолжительность пребывания детей на открытом воздухе в учреждениях с круглосуточным пребыванием должна быть увеличена во время каникул на 1,5 – 2 часа;

отдельные учебные занятия (занятия), кроме учебных занятий (занятий) по физической культуре, допускается проводить на открытом воздухе при температуре не ниже +10 °C;

руководитель (иное должностное лицо) учреждения должен принимать решение о сокращении длительности (или запрещении) прогулок для детей на открытом воздухе при неблагоприятных погодных условиях (дождь, сильный ветер) и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при скорости движения воздуха более 3 м/с и температуре атмосферного воздуха –15 °C и ниже – для детей в возрасте до 3 лет, –18 °C и ниже – для детей в возрасте от 3 до 7 лет, –22 °C и ниже – для детей в возрасте от 7 лет;

во время прогулки должны быть обеспечены двигательная активность детей, соответствующие погодным условиям одежда и обувь.

Местными исполнительными и распорядительными органами должно приниматься решение о временном приостановлении образовательного процесса в учреждениях общего среднего и специального образования при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера или температуре атмосферного воздуха в 7.00
–25 °С и ниже при скорости движения воздуха более 3 м/с.

Решение о сокращении (запрещении) прогулок или учебных занятий может приниматься при более высоких температурах атмосферного воздуха, чем указано в настоящем пункте, но при сильном ветре.

64. Требования к режиму учебных занятий (занятий) в учреждениях установлены согласно приложению 12.

65. Допускается объединять, за исключением учебных занятий по учебным предметам (учебным дисциплинам) ”Физическая культура“ и ”Физическая культура и здоровье“, учебные занятия:

по одному учебному предмету (учебной дисциплине) в учреждениях профессионально-технического, среднего специального образования, в учреждениях для взрослых;

по одному учебному предмету (учебной дисциплине) в учреждениях при проведении контрольных и лабораторных работ, практических работ (занятий), курсовых проектов (курсовых работ), зачетов (дифференцированных зачетов) и экзаменов;

по учебному предмету ”Трудовое обучение“, кроме I – IV классов, в учреждениях общего среднего, специального образования на уровне общего среднего образования;

по отдельным учебным предметам в виде сдвоенных уроков, изучаемых на повышенном уровне в VIII – IX классах учреждений общего среднего образования;

по одному учебному предмету в виде сдвоенных уроков
в X – XI (XII) классах учреждений общего среднего образования, в которых отдельные учебные предметы изучаются на повышенном уровне.

Допускается объединять два учебных занятия по учебным предметам (учебным дисциплинам) ”Физическая культура“ и ”Физическая культура и здоровье“ при получении:

высшего образования;

среднего специального образования – на основе профессионально-технического образования;

среднего специального и профессионально-технического образования – на основе общего среднего образования, общего базового образования на III и IV курсах.

В остальных случаях в учреждениях для детей допускается объединять два учебных занятия по учебному предмету (учебной дисциплине) ”Физическая культура и здоровье“ только при проведении учебных занятий по лыжной подготовке.

66. Обучающимся учреждений дошкольного образования, I классов, при нахождении в санаторно-курортных организациях, на стационарном лечении в организациях здравоохранения домашние задания задаваться не должны.

67. Контрольные работы (за исключением учреждений для взрослых), курсовые проекты (курсовые работы), зачеты (дифференцированные зачеты) и экзамены в учреждениях должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения (заместителем руководителя по учебной работе) не более чем по одному учебному предмету (учебной дисциплине) в день в одном классе (учебной группе).

Проведение контрольных работ, курсовых проектов (курсовых работ), зачетов (дифференцированных зачетов) и экзаменов (за исключением выпускных) в пятницу и на последних часах учебных занятий запрещается в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования для учащихся первого и второго курсов, получающих образование на основе общего базового образования.

Для обучающихся в заочной форме получения высшего образования допускается совмещение в один день учебных занятий и одного из видов текущей аттестации. В случае отсутствия учебных занятий допускается проведение в один день не более одного экзамена и одного зачета или не более двух зачетов.

68. В целях организации учебных занятий по физической культуре обучающиеся в учреждениях на основании медицинских справок о состоянии здоровья должны распределяться на основную, подготовительную, специальную медицинскую группу, группу лечебной физической культуры.

Занятия должны проводиться с обучающимися:

подготовительной группы – вместе с основной группой согласно рекомендации врача-педиатра (врача общей практики);

специальной медицинской группы  – педагогическими работниками, прошедшими специальную подготовку, отдельно от основной группы;

группы лечебной физической культуры – медицинским работником, прошедшим подготовку по лечебной физической культуре, в оборудованных для этих целей помещениях организаций здравоохранения или учреждений образования.

Физическая нагрузка для обучающихся должна быть с учетом состояния здоровья.

Наполняемость специальной медицинской группы должна быть не более 12 обучающихся.

69. Учебное занятие по физической культуре с обучающимися должно состоять из вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений или подвижной игры (в учреждениях для детей в возрасте до 7 лет), заключительной части.

Двигательная активность обучающихся на учебных занятиях по физической культуре должна составлять от 70 до 85 процентов от общей длительности учебного занятия, при этом частота пульса во время учебных занятий с обучающимися основной группы в заключительной части занятия не должна превышать исходный показатель более чем на 15 – 20 процентов в зависимости от возраста.

Администрацией учреждения совместно с медицинским работником должен осуществляться контроль за организацией физического воспитания обучающихся, в том числе с выборочной оценкой учебных занятий по физической культуре.

Обучающиеся допускаются к учебным занятиям по физической культуре, спортивно-массовым, физкультурно-оздоровительным мероприятиям только в спортивной одежде и обуви, к занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях – с письменного разрешения медицинского работника.

70. В учреждениях не допускается проведение учебных занятий по физической культуре, спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий с обучающимися на открытом воздухе при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при температуре воздуха ниже –15 °C и скорости движения воздуха более 3 м/с.

Учебные занятия по физической культуре, спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия с обучающимися могут не проводиться при более высоких температурах атмосферного воздуха, чем указано в настоящем пункте, но при сильном ветре.

71. В учреждениях при организации труда обучающихся:

71.1. должны соблюдаться требования к охране труда, установленные Трудовым кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З ”Об охране труда“;

71.2. должны соблюдаться требования к организации трудового, производственного обучения, практики, общественно полезного труда обучающихся, установленные согласно приложению 13;

71.3. запрещается привлекать детей:

к работам в соответствии со списком работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, установленным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 2013 г. № 67;

к любым видам работ в вечернее (позже 20.00 часов) и ночное время, в выходные и праздничные дни;

к выполнению опасных для жизни и здоровья видов работ (очистка электросветильников, мытье окон, очистка от снега крыш зданий, обслуживание котельной, нарезка хлеба и гастрономических изделий), тяжелых работ (ручная стирка постельного белья);

к работам, опасным в эпидемическом отношении (уборка санитарных узлов и мест общего пользования – лестничных площадок, пролетов, коридоров, умывальных, уборка и вывоз отходов и нечистот, очистка мусоросборников и другое);

к выполнению работ, связанных с использованием ядохимикатов;

к приготовлению блюд, мытью посуды, обеденных столов, пола в обеденном зале и производственных помещениях объекта питания, к розливу или порционированию готовых блюд, кроме самообслуживания за своим столом.

72. В учреждениях допускается  использование ПЭВМ и ВДТ лицами начиная с 5-летнего возраста. Детьми в возрасте от 5 до 6 лет запрещается использование портативных ПЭВМ и ВДТ.

Продолжительность занятия компьютерными играми для детей в возрасте от 6 до 9 лет должна быть не более 10 минут, развивающих занятий в свободном режиме – не более 25 минут.

После каждого занятия необходимо организовывать перерывы длительностью не менее 10 минут. На занятиях следует выполнять упражнения для глаз, проводить физкультурные паузы.

73. Продолжительность каникул обучающихся устанавливается Кодексом Республики Беларусь об образовании.

Дополнительные каникулы должны быть предусмотрены продолжительностью не менее одной календарной недели:

для учащихся I – II классов – третья неделя февраля;

для учащихся первого и второго курсов учреждений профессионально-технического образования, получающих образование на основе общего базового образования, – конец марта – начало апреля.

ГЛАВА 13

ОТДЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧРЕЖДЕНИЯМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

115. Учреждения дополнительного образования детей и молодежи допускается проектировать во встроенно-пристроенных или пристроенных помещениях жилых и общественных зданий.

116. Требования к помещениям для организации занятий художественного профиля установлены согласно приложению 19.

117. При организации занятий технического, спортивно-технического профиля:

рабочие места для организации электромонтажных работ должны соответствовать требованиям настоящих специфических санитарно-эпидемиологических требований (глава 12);

допускается использование паяльников только на 36 В;

мастерские по обработке древесины и металла должны оборудоваться в соответствии с настоящими специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями (главы 5 и 10, приложение 8).

118. При работе в оранжерее, зимнем саду, уголке живой природы должно выделяться помещение для хранения инвентаря, приготовления кормов для животных.

119. С обучающимися, ухаживающими за животными, должно проводиться обучение приемам безопасного обращения с животными и оказания первой помощи.

За животными должен быть обеспечен постоянный ветеринарный надзор.

Содержание в живых уголках опасных животных и насекомых запрещается.

Запрещается выращивание ядовитых растений.

120. Для организации теоретических занятий должны выделяться отдельные учебные помещения, оборудованные в соответствии с настоящими специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями (глава 6).

121. Условия для организации занятий физкультурно-спортивного профиля должны соответствовать установленным нормам проектирования с учетом вида спорта, задания на проектирование.

122. В объединения по интересам принимаются обучающиеся согласно возрасту, установленному:

в Кодексе Республики Беларусь об образовании;

в типовых программах дополнительного образования детей и молодежи, утвержденных Министерством образования, Министерством культуры;

в совместном постановлении Министерства спорта и туризма и Министерства здравоохранения, определяющем возраст для начала занятий по видам спорта (для объединений физкультурно-спортивного профиля).

123. Продолжительность и частота занятий в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи установлены согласно приложению 20.

При организации занятий в учреждениях дополнительного образования:

между посещением занятий в учреждении общего среднего образования и учреждении дополнительного образования  должен быть перерыв для отдыха не менее 30 минут;

занятия допускается проводить в любой день недели, воскресные и каникулярные дни, включая летний период;

после каждого учебного часа занятий необходимо организовывать перерыв длительностью 5 – 10 минут.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.