Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСКУРСИЙ

Дата: 27 марта 2022 в 20:40

 Экскурсии в природу

Методические рекомендации педагогу.

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению учащихся с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Это своего рода занятия под открытым небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, воспитанию у детей материалистического мировоззрения. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в" лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений, изучения и создания коллекций, гербария…

Организация и методика проведения экскурсий.

По содержанию экскурсии делятся на два вида: природоведческие экскурсии — в парк, лес, на реку, луг. Сельскохозяйственные объекты— в поле, на птицеферму, в сад, на огород и т. д.

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Изучить фенологические изменения.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты проводятся эпизодически для ознакомления с отдельными видами труда взрослых.

Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки педагога и детей.

Подготовка педагога заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает педагог экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

Определяя место экскурсии, педагог выбирает наилучший путь к нему — не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей учащихся. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

Как бы ни было знакомо педагогу место экскурсии, необходимо за день, за два до нее осмотреть его. Побывав на месте -будущей экскурсии, педагог уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны - получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха.

Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить й конкретизировать план, но и продумать приемы ее ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить игровые приемы, практические занятия в природе.

Подготовка учащихся начинается с сообщения педагогом цели экскурсии. Кружковцы должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.

Экскурсия — это занятие, которое проводится в природе, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Педагог напоминает детям правила поведения на улице.

При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно в соответствии с погодой и сезоном.

К экскурсии следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в кабинете.

Оборудование для сбора растений

 1. Небольшой совочек или лопатка для выкапывания растений — 3 шт.

 2. Нож складной для срезания веток с дерева и кустарника — 1 шт.

 3. Пресс для сушки растений — 1 шт. (Покупной пресс можно заменить самодельным — это 2 куска фанеры с просверленными в них отверстиями.)

 4. Сачок для вылавливания растений из водоемов — 2 шт.

 5. Полиэтиленовое ведерко или корзинка для переноски свежих растений — 2—3 шт.

 Оборудование, для ловли животных

 1. Сачок для ловли насекомых в воздухе — 1 —2 шт.

 2. Сачок для ловли животных в воде — 1—2 шт.

 3. Посуда для переноски водных обитателей — 2—3 шт.

 4. Коробка с отверстиями для переноски насекомых — 4—5 шт.

 Оборудование для размещения собранного материала

 1. Цветочный горшок.

 2. Садок для насекомых.

 3. Террариум.

 4. Банка для водных насекомых.

 5. Ваза для растений.

 Все оборудование должно находиться в определенном месте. Перед экскурсией педагог должен тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.

Методика проведения природоведческих экскурсий.

Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, работа с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя учащихся к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить ее цель, дать ребятам осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Педагог должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения.

Важное место отводится на экскурсии вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство," устанавливать связь между различными явлениями природы.

Показывая тот или иной предмет, педагог должен позаботиться о том, чтобы он хорошо был виден всем детям. Это достигается правильной расстановкой детей полукругом. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств. Полезно сопровождать наблюдения загадками, сравнениями, проблемными вопросами. Естественное, ненавязчивое обращение к поэзии углубляет впечатление детей, помогает им почувствовать красоту природы.

Сочетание различных приемов и удельный вес каждого будет видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии.

По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы. Сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога.

Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Учащиеся закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами качество предмета, запоминают названия растений. В заключительной части экскурсии педагог закрепляет знания.

Работа после экскурсии. Сразу же по возвращении с экскурсии собранный материал размещают в уголке природы и на участке: растения помещают в цветочные горшки, вазы, на грядку или клумбу на участке; рыбок — в аквариумы, мелких животных — в террариумы, садки. (Нужно отметить, что каждый живой организм, это украденная у природы жизнь, поэтому лучше изучать все непосредственно в природе!!!)

За растениями и животными организовывают наблюдения, проводят различные опыты, позволяющие глубже проникнуть в их жизнь. Например, можно понаблюдать за распусканием' ветки, развитием лягушки из икры, выяснить влияние тепла, света и влаги на рост растений.

Собранный материал можно оформить в виде гербариев, наглядных пособий.

Обобщение: Беседуя с детьми, педагог должен так ставить вопросы, чтобы в их памяти восстановился весь ход экскурсии. Важно подчеркнуть наиболее важные в образовательном отношении моменты, подвести к выводам и обобщениям.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.