ИЗГОТОВЛЕНИЕ СТАРИННЫХ СВИТКОВ.
Мастер-класс реализован в детском объединении по интересам «Мастерица». Педагог дополнительного образования Ковалькова Е.А.
Цель: изготовление сувенирной продукции.
Задачи:
- научить изготавливать из бумаги старинные свитки.
- развивать эстетическое восприятия.
- привлекать к изучению истории древних ремесел.
Оборудование и материалы: офисной бумага, ножницы, свеча, кипяток, кофе, фен, клей, ручка, бечевка, емкость для замачивания бумаги, молярный скотч, двухсторонний скотч.
ХОД РАБОТЫ.
Наша занятия будет проходить в виде мастер-класса. Сегодня для мастер-класса выбрали одно из направлений сувенирной продукции – искусственное состаривание бумаги и создание древних свитков.
Презентация «История древних свитков».
Углубимся в историю. Сейчас я раскрою тайну происхождения свитка. А что такое свиток?
Свиток—длинный лист писчего материала (папируса, пергамента или бумаги), сматываемый для хранения в рулон. На таком листе писали поперек его длины.
Первые свитки появились в Египте в третьем веке до нашей эры.
Материал для письма древние египтяне изготавливали из папируса. Для изготовления папируса использовалось водно-болотное растение принадлежащее к семейству осоковых.
В долине Нила рос высокий тростник. Стебель его разрезали на длинные узкие полоски. Затем эти полоски складывали на гладкую поверхность в рядок одну возле другой. Сверху второй ряд, но уже в поперечном направлении. Затем все это прижимали плоским камнем. При этом тростниковые волокна выделяли клейкий сок. После высушивания получался материал, на котором можно было писать но только с одной стороны, так как чернила проникали на всю глубину.
Папирус хрупок, поэтому сгибать его листы было нельзя. Кода листочек папируса исписывали до конца, то к нему подклеивали другой. Книга получалась все длиннее и длиннее. Для хранения ее сворачивали в свиток.
На папирусах начала новой мысли выделяли красной краской. С тех пор мы говорим: «Новый абзац в тексте начинаем с «красной» строки».
Далее история приводит нас в Древнюю Грецию. В древнем городе Пергам (откуда и пошло название материала для письма) пергамент выделывали из шкур животных.
В Древней Руси тоже писали на пергаменте. Но так как он стоил очень дорого, позволить себе такое могли только знатные и богатые люди. Простой же народ писал на бересте.
Кору березы подвергали специальной обработке. Бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры и придавали ей нужную форму.
Буквы наносили костяной или железной палочкой – писалом. Пользоваться берестой было легко. Книги из бересты назывались берестяные грамоты.
Сама бумага к нам пришла с Востока. Ее изобрел китаец Цай Лунь около двух тысяч лет назад. Для письма в Китае использовали древесину бамбука или шёлковую ткань. Но это было весьма неудобно. Бамбук был тяжёлым, а шёлк —стоил дорого. Цай Лунь же предложил новый способ. Он велел своим подручным собирать кору деревьев, остатки тканей и непригодные для рыболовства сети. Его работники измельчали все эти материалы и замачивали их в воде на долгое время. Когда смесь превращалась в мягкую массу, её нагревали, а затем заливали в специальные формы и выставляли для просушки на солнце. Так и получали первые образцы бумаги, пригодной для письма.
Теперь я предлагаю перейти не посредственно к практической части мастер-класса. Как я уже говорила, мы сегодня научимся искусственно состаривать бумагу, и создать из этой бумаги старинные свитки.
Прежде чем начать занятие, повторим технику безопасности при работе с электроприборами, огнем, кипятком, ножницами.
Ученик 1: Техника безопасности с ножницами:
- Ножницы стоит хранить в сухом месте, чтобы избежать появления ржавчины на лезвиях.
- Нельзя резать что-либо на ходу и в движении: для любой работы необходимо устойчивое рабочее место
- Острые лезвия ножниц нельзя держать концами вверх и не следует оставлять в открытом виде.
- Класть ножницы нужно так, чтобы они не свешивались с края стола (рабочей поверхности).
- Передавать их следует кольцами вперёд, держась за сомкнутые лезвия.
- Не рекомендуется резать краем лезвий, для этого лучше использовать их середину.
Ученик 2: Правила безопасной работы с электроприборами:
- Перед началом работы проверь исправность электроприборов. Работать с неисправными электроприборами и самостоятельно исправлять неисправность не допускается. Скажи об этом педагогу
- Если электроприбор исправен осторожно включи в розетку.
- Не допускайте падение электроприборов, перекручивание провода, перегрева их.
- После работы с электроприборами отключи его от электричества.
Ученик 3: Правила безопасной работы с горячей жидкостью:
- Наполняя посуду жидкостью, не доливать её до краёв на 4-5 см.
- Необходимо следить за тем, чтобы кипящая жидкость не заливала нагревательные приборы.
- Снимать и переносить горячую посуду необходимо с помощью прихваток. Если посуда без ручки, то пользоваться держателем.
- Не наливать горячую воду в стеклянную посуду. Стеклянный сосуд может лопнуть, что может привести к ожогу и травме.
Ученик 4: Правила техники безопасности при работе с горящей свечой:
- При оплавлении деталей пользоваться пинцетом.
- Приближать детали к пламени свечи не ближе 1,5 см.
- Гасить свечу специальным колпачком, не задувать пламя свечи ртом, а также не гасить его пальцами.
- По окончании работы привести в порядок рабочее место.
- Проветрить помещение.
Итак, мы с вами повторили правила технике безопасности, давайте приступим к работе. Помимо состаривания бумаги, у нас сегодня по плану создания свитка.
Таким образом, наша работа будет состоять из трех этапов:
1) состариваем бумагу;
2) делаем трубочки для свитка;
3) оформляем свиток.
Для первого этапа нам понадобится: лист офисной белой бумаги, растворимый кофе, кипяток, емкость для замачивания листа и фен.
Завариваем 5 чайных ложек кофе в 200мл кипятка и настаиваем 10 минут под закрытой крышкой. Лист бумаги снимаем. Делаем бумагу сильно мятой. Опускаем в раствор бумагу. Оставляем на 5 минут. Достаем бумагу и раскладываем на ровной поверхности. Сушим бумагу фенам.
(Способов состаривания очень много. Наиболее распространенные, и более эффективные, существует 4 способа. Это использование растворимого кофе, чайной заварки, молока и солнца).
Что бы свиток в оригинале выглядел более древним можно поработать с краями. Первый вариант можно сделать рваные края. Второй – используем огонь: подпалим над свечой край, а затем куском бумаги затушим обожженный край. Получается потемневший, опаленный огнем край. Повторим действие с другими краями свитка.
Итак, бумагу мы с вами состарили. У каждого получился неповторимый сувенир – свиток, искусственной состаренный по старину. Возьмите, пожалуйста шариковую ручку и напишите добрые пожелание для друга.
Переходим ко второму этапу нашей работы: Создание трубочек для свитка. Для трубочек нам понадобится: плотные обои, ножницы, клей, малярный скотч и гуашь.
Из обоев отрезаем квадрат равный длине свитка. Плотно его сворачиваем в трубочку и подклеиваем. С краев трубочку заклеиваем малярным скотчем и окрашиваем красками.
Трубочки и состаренный лист бумаги у нас есть.
Переходим к последнему, третьему этапу: Оформление свитка.
Соединяем свиток и трубочку двойным скотчем. Осталось свернуть свиток с пожеланием на трубочку. Отрезком бечевки завязываем посредине свернутый свиток.
Спасибо, за внимание!