“Туровский центр творчества детей и молодежи” лето 2020
Данная разработка содержит методические рекомендации и педагогические технологии организации воспитательного процесса в лагере с круглосуточным пребыванием детей.
В нем помещены материалы из опыта работы круглосуточного передвижного туристско-краеведческого палаточного лагеря ГУО «Туровский центр творчества детей и молодежи».
Учреждением дополнительного образования представлены методические рекомендации в помощь педагогам для совершенствования образовательного процесса и механизмов разработки и внедрения в практику работы временного детского коллектива современных педагогических технологий.
Предлагаются организационные аспекты жизнедеятельности лагеря.
Предназначено организаторам летнего оздоровления и отдыха детей, методистам учреждений дополнительного образования.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………. |
3 |
Раздел 1. Нормативно-правовое обеспечение воспитательно-оздоровительного учреждения |
|
1.1. Перечень нормативных правовых актов …………………………………………………………………. |
4 |
1.2. Общие требования к организации оздоровительных лагерей на основе санитарных норм и правил «Требования к оздоровительным организациям для детей»……………………………………………………………………. |
5 |
Раздел 2. 2. Организационно-методическое обеспечение деятельности лагеря.2.1.Туриско-краеведческий лагерь с круглосуточным пребыванием. |
|
2..2 Программа воспитания для детей, нуждающихся в оздоровлении ГУО «Туровский центр творчества детей и молодёжи» (круглосуточный 9-ти дневный лагерь палаточного типа)................. |
10 |
Раздел 3 |
|
ПриложениеСписок литературы |
16-32 |
Введение.
Одним из приоритетных направлений развития нашего государства является забота о детях. В основу организации воспитательной работы с детьми и подростками положена организация различных форм оздоровления и отдыха в летний период, распространение опыта работы по вопросам сформированности гражданского и национального самосознания, экологической культуры; усвоения знаний о природных и исторических объектах, процессах и явлениях, их взаимообусловленности, ее методическое сопровождение.
Оздоровление включает в себя комплекс мероприятий, направленных на воспитание человека-хозяина, способного успешно справляться с бытовыми задачами, возникающими в процессе повседневной жизнедеятельности; воспитание ответственной, конкурентоспособной личности, готовой к жизни в обществе. Оно способствует восстановлению, сохранению, компенсации здоровья, повышению устойчивости к воздействию многообразных негативных факторов.
Лето - чудесное время теплых и радостных дней, поездок на отдых. И этими днями необходимо распорядиться умело. От нас, педагогов, во многом зависит, какой отдых ждет в летнее время ребят.
Мудрость, опыт педагогов, искреннее желание работать с детьми приводят к реализации воспитания духовных, моральных ценностей, развития навыков творчества, исследовательских проектов.
До минимума следует свести в каникулярное время общение ребят с компьютером, телевизором.
Воспитание подрастающего поколения должно проводиться подготовленными педагогами, вооруженными, помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребенка, развивать любовь к родному краю, народу, природе как качество личности, в части общей культуры человека.
Все более заметно в нашей стране формирование убеждений в престижности здорового поведения и воспитания потребности в здоровом образе жизни.
Все эти предложения могут быть использованы в работе с детьми при создании лагеря с круглосуточным пребыванием.
Раздел 1. Нормативно-правовое обеспечение воспитательно-оздоровительного учреждения |
1.1. Перечень нормативных правовых актов.Процесс организации оздоровления и отдыха детей в летний период 2017 года, необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность воспитательно-оздоровительных учреждений образования и вопросы оздоровления детей, указанными в методических рекомендациях к оздоровительной кампании 2017 года:
1.2. Общие требования к организации оздоровительных лагерей на основе санитарных норм и правил«Требования к оздоровительным организациям для детей»1. Настоящие Санитарные нормы и правила «Требования к оздоровительным организациям для детей» (далее – Санитарные нормы и правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию территории и зданий, режиму деятельности (оздоровление, образование, трудовое воспитание, питание, медицинское обслуживание) в следующих видах оздоровительных организаций для детей (далее, если не предусмотрено иное, – оздоровительная организация):воспитательно-оздоровительных учреждениях образования (оздоровительные лагеря, образовательно-оздоровительные центры);иных организациях, реализующих программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении (спортивно-оздоровительные лагеря, оздоровительные центры (комплексы) для детей и другие).2. Настоящие Санитарные нормы и правила обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, деятельностью оздоровительных организаций для детей.3. За нарушение настоящих Санитарных норм и правил виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.4. Государственный санитарный надзор (далее – госсаннадзор) за оздоровлением детей в оздоровительных организациях осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь в части соблюдения настоящих Санитарных норм и правил.5. Оздоровительные организации могут быть сезонного или круглогодичного функционирования, с круглосуточным или дневным пребыванием детей.6. В соответствии с Положением о воспитательно-оздоровительном учреждении образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 89 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 125, 8/24351), деятельность оздоровительных лагерей может быть организована по профилям, направлениям деятельности (культурно-досугового, технического, эколого-биологического, художественного, социально-экономического, социально-педагогического, естественно-математического, общественно-гуманитарного, спортивно-технического, туристско-краеведческого, физкультурно-спортивного, военно-патриотического, оборонно-спортивного, труда и отдыха и иным профилям).7. Оздоровительные организации могут функционировать на стационарной, специально предназначенной для них базе, на базе учреждений и организаций, с использованием арендованных помещений, палаток, в том числе:7.2. оздоровительные и спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным пребыванием детей размещаются преимущественно в лесной (лесопарковой) зоне:7.3. Профильные палаточные лагеря могут функционировать как непередвижные (с одним определенным местом размещения), так и передвижные (передвижение группами по 10 - 15 детей с ежедневной, или в два-три дня, сменой мест размещения).8. Функционирование профильных палаточных лагерей не допускается при среднесуточной температуре атмосферного воздуха ниже +15С в течение 5 дней, в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.9. Размещение (передвижение) оздоровительной организации в лесной (лесопарковой) зоне ограничивается на территории с плотностью загрязнения почвы цезием-137 не более 2 Ки/кмІ .10. На территории оздоровительных организаций и основных маршрутах передвижения и отдыха детей не допускается превышение численности иксодовых клещей свыше 0,5 экземпляра на флаго/км.11. Продолжительность смены определятся учредителем оздоровительной организации с учетом профиля (направления деятельности), конкретных условий по размещению и организации деятельности, сезона года и следующих требований:11.1. в период летних школьных каникул продолжительность смены должна предусматриваться:в профильных оздоровительных лагерях, за исключением палаточных, – не менее 9 дней;в передвижных профильных палаточных лагерях – не более 9 дней, непередвижных – не более 12 дней;12. Возрастные категории направляемых на оздоровление детей в зависимости от вида оздоровительной организации устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь, в том числе следующим:в профильные палаточные лагеря, за исключением оздоровительных лагерей труда и отдыха, направляются дети в возрасте 12 лет и старше, допускаются дети и в возрасте 9 - 11 лет, прошедшие специальную подготовку в учреждениях дополнительного образования или специализированных учебно-спортивных учреждениях и имеющие опыт участия в туристских походах;13. Прием детей в оздоровительные организации осуществляется по предоставлению медицинской справки о состоянии здоровья, выданной организацией здравоохранения в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 9 июля 2010г. №92 «Об установлении форм «Медицинская справка о состоянии здоровья», «Выписка из медицинских документов» и утверждении Инструкции о порядке их заполнения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 209, 8/22699).1.3. Номенклатура документов сотрудников оздоровительного лагеря1.4. Номенклатура документов сотрудниковоздоровительного лагеряДОКУМЕНТАЦИЯ НАЧАЛЬНИКА ЛАГЕРЯНа основании Положения об оздоровительном лагере необходимый минимум материалов и документов для начальника лагеря должен включать:Положение о лагере и соответствующие дополнения и изменения к нему;Документы об открытии лагеря;Должностные инструкции всех категорий работников лагеря, утвержденные руководителем;Должностные обязанности по охране труда для педагогических работников, инструкции по охране труда на виды работ.Требования по охране жизни и здоровья детей в оздоровительном лагере:
Книга приказов:
Списки детей.Медицинские справки о состоянии здоровья детей.Заявления родителей.План работы лагеря на смену.Приказ об ответственных педагогах. |
2.2. Туриско-краеведческий лагерь с круглосуточным пребыванием.
Популярность летних лагерей с круглосуточным пребыванием привлекает детей и молодежь. Особенно в летнее время дети желают покинуть классные помещения, спортивные залы и концертные площадки. За время работы лагеря дети и молодежь привлекаются к творческой деятельности, создаются условия для приобретения личностного опыта и разнообразия досуга. Главное в содержании деятельности лагеря – практическая отработка знаний, умений и навыков в определенных видах творчества (социальном, художественном, техническом), реализация программ детских и молодежных общественных объединений, выполнение коллективных или индивидуальных творческих работ, дополняемые обязательной системой мер по формированию здорового образа жизни. Независимо от профильной направленности лагеря приоритетными являются оздоровительная, образовательная и воспитательная работа, направленные на развитие ребенка и подростка.
Большее значение в летнем отдыхе школьников из сельской местности приобретают краеведение, экология и туризм. Лагеря этих направлений очень популярны, ведь в них проходят финалы соревнований и конкурсов, экспериментальные, исследовательские и лабораторно-практические занятия в которых дети участвовали в течение всего учебного года.
Большая роль в организации летнего оздоровления и отдыха детей принадлежит учреждениям дополнительного образования. Свыше 5 лет активно занимается организацией и проведением оздоровительных туристско-краеведческих и эколого-биологических палаточных лагерей и наш центр творчества.
Цель лагеря палаточного типа – оздоровление детей и подростков малозатратными, высокоэффективными формами организации отдыха детей средствами туристско-краеведческой, поисковой и экскурсионной работы.
Основными задачами являются:
-
разработка и апробирование инновационных, вариативных моделей работы с детьми в оздоровительном лагере,
-
приобщение учащихся к комплексному изучению родного края, его национальных традиций, культурного и исторического наследия,
-
активное включение подростков в социально значимую деятельность через организацию оздоровления и активного отдыха учащихся в период летних каникул.
Такая форма оздоровления и отдыха детей и подростков позволяет широко использовать ряд природных факторов: свежий воздух, чистые водоемы, богатый ягодами и грибами лес.
Одна из основных задач педагогов круглосуточного передвижного палаточного лагеря – сохранность жизни и здоровья детей. Педагоги и учащиеся лагеря проходят специальный инструктаж по технике безопасности. Инструкция по технике безопасности в туристско-краеведческих палаточных лагерях центра предусматривает определенные требования по охране здоровья и жизни учащихся к педагогическому составу, к учащимся при оборудовании территории лагеря, приготовлении пищи на кострах, при организации купания и загара, по противопожарной безопасности.
По отдельной инструкции организуются велопоходы. С целью контроля за выполнением Инструкции по технике безопасности начальник лагеря систематически проводит проверку ее соблюдения. Итоги проверки фиксируются в журнале.
Лагерь снабжается необходимыми лекарствами через систему аптек.
Важное место в работе оздоровительного лагеря играет организация витаминизации и полноценного питания учащихся. Витамины, приобретенные в аптеках, принимаются под наблюдением руководителей туристских групп. Медикаменты и витамины списываются по отдельной ведомости.
Продукты для питания закупаются согласно Примерному перечню продуктов питания, рекомендуемых при составлении суточного рациона питания юного туриста. Они списываются по ведомости на питание участников лагеря.
Приготовление пищи в палаточных лагерях осуществляется на кострах с использованием костровых приспособлений и специальной посуды и соблюдением Правил техники безопасности при приготовлении пищи на кострах. Учащиеся в лагере имеют свою индивидуальную посуду.
Учебно-воспитательная работа в оздоровительных палаточных лагерях туристско-краеведческого профиля продолжает работу, проводимую в кружках центра творчества в течение учебного года.
Программы деятельности, профиль и конкретные формы работы в туристско-краеведческих лагерях определяются педагогическим и детским коллективами с учетом материальной базы, финансовых, кадровых возможностей организаторов данного вида отдыха и оздоровления учащихся. В планах работы лагерей предусматривается развитие у подростков потребностей в самореализации, самоутверждении, самодеятельности, развитие навыков: трудовых, туристских, экологических, краеведческих, спортивных.
Для выполнения программы используются педагогические технологии, разработанные и апробированные в аналогичных оздоровительных лагерях в полевых условиях: общественно-полезный труд, туризм, спорт, творчество, общение с участниками исторических событий, проведение краеведческих экспедиций, сбор материалов для экспозиций музея центра.
Для того, чтобы жизнь лагеря была содержательной, можно рекомендовать систему воспитательной работы через тематические дни. Такая система применяется и дает положительные результаты.
Туристско-краеведческие палаточные лагеря организуются на основе самообслуживания, инициативы. Учащиеся проявляют умения правильно расположить лагерь, установить палатки, заготовить дрова, оборудовать кострище для приготовления пищи, столовую (навес), места для мытья посуды, умывания, купания, хозяйственных нужд, спортивные площадки и многое другое.
Важное место в работе оздоровительного туристско-краеведческого лагеря отводится самоуправлению. Так как учащиеся вместе работали в течение года, то можно быстро сформировать совет лагеря из 3х человек. Совет лагеря руководит всеми направлениями жизни лагеря, разрабатывает план, проводит мероприятия, соревнования, подводит их итоги.
2. Программа
ГУО «Туровский центр творчества детей и молодёжи»
(передвижной 9-ти дневный палаточный круглосуточный туристско-краеведческий лагерь)
Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений развития нашего государства является забота о детях. В основу воспитательной работы с детьми и подростками положена организация различных форм оздоровления и отдыха в летний период, распространение опыта работы по вопросам сформированности гражданского и национального самосознания, экологической культуры; усвоения знаний о природных и исторических объектах.
Оздоровление включает в себя комплекс мероприятий, направленных на воспитание человека-хозяина, способного успешно справляться с бытовыми задачами, возникающими в процессе повседневной жизнедеятельности; воспитание ответственной, конкурентоспособной личности, готовой к жизни в обществе.
Воспитание подрастающего поколения должно проводиться подготовленными педагогами, вооруженными, помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребенка, развивать любовь к родному краю, народу, природе как качество личности, в части общей культуры человека. Мудрость, опыт педагогов, искреннее желание работать с детьми приводят к реализации воспитания духовных и моральных ценностей.
Большее значение в летнем отдыхе школьников приобретают краеведение, экология и туризм. Лагеря этих направлений очень популярны, ведь в них проходят финалы соревнований и конкурсов, исследовательские и лабораторно-практические занятия в которых дети участвовали в течение всего учебного года.
Большая роль в работе летнего оздоровления и отдыха детей принадлежит учреждениям дополнительного образования. Активно занимается организацией и проведением оздоровительных туристско-краеведческих и эколого-биологических палаточных лагерей и наш центр творчества.
В палаточных лагерях существенно более доступным становится общение с природой, ведь он, по сути, сам является частью природы – легко и гармонично встраиваясь, «врастая» в природу. Учащиеся приобщаются к комплексному изучению родного края, его национальным традициям, культурному и историческому наследию. Подростки активно включаются в социально значимую деятельность через организацию оздоровления и активного отдыха.
Такая форма работы с детьми позволяет широко использовать ряд природных факторов: свежий воздух, чистые водоемы, богатый ягодами и грибами лес.
Основной целью лагеря палаточного типа является оздоровление учащихся мало затратными, высокоэффективными формами организации отдыха детей средствами туристско-краеведческой, поисковой и экскурсионной работы. Работа лагеря организуется в июне каждого года в течение 9 дней, где проходят оздоровление 10 детей 12 -16лет под руководством двух педагогов.
Вся деятельность лагеря с круглосуточным пребыванием основана на принципах игры, передвижений и изучения окружающей среды, истории и культуры края. Участники смены получают, обрабатывают, совершенствуют знания, умения и навыки в исследовательской работе в полевых условиях, достигая высокого уровня мастерства.
Многолетний опыт организации работы профильного девятидневного лагеря палаточного типа показал, что система работы, выстроенная данной программой наиболее эффективна для получения новых знаний и умений и интересна для детей.
Условия реализации программы
Место расположения: Гомельская область, Житковичский район, г. Туров и его ближайшее территориальное окружение.
Возрастной состав: дети 13-16 лет, количество детей – 10 человек.
Сроки реализации: 12.06.2017 г.- 20.06.2017 г.
Основная идея - пропаганда здорового образа жизни.
Цель: Создание условий для оздоровления и воспитания детей в условиях профильного 9-ти дневного лагеря палаточного типа, организация активного отдыха, формирование бережного отношения к природе.
Задачи:
-
создать атмосферу сотрудничества взрослых и детей в процессе совместной деятельности;
-
формировать экологические знания, умения и навыки;
-
формировать лидерский потенциал у детей и подростков;
-
организовать культурно-развлекательные мероприятия;
-
создать комфортную эмоциональную атмосферу смены.
-
сплотить детский коллектив, поддержать дух сотрудничества и взаимопомощи.
Основные направления деятельности
Основные направления деятельности осуществляются в рамках четырёх основных форм взаимодействия:
- экскурсии по заданным маршрутам (орнитологический заказник «Туровский луг», ТВП «Средняя Припять», национальный парк «Припятский», деревни Туровского края (по маршруту), экскурсии на реки Припять, Ствига, местные лесничества);(прилож.№1)
- систематические передвижные велопроезды;
- работа по исследовательским проектам эколого-биологического и историко – краеведческого направлений);(прилож.№2)
- коллективная программа деятельности, реализуемая через комплекс взаимосвязанных и параллельно функционирующих воспитательных дел: КТД; экологическая акция «Чистота природы», создание веломаршрута «Greenways», создание картотек: «Национальная кухня Полесья – обед на костре» (прилож.№3) и «Местного фольклора» (прилож.№4,5), знакомство с местными жителями сел и деревень, их культурой, архитектурными и этнографическими достопримечательностями, знакомство с подвижными играми своих предков, работа по исследовательским проектам: «Изучение инвазивных видов местности», мониторинг редких и охраняемых растений Туровщины, комплексные экологические игры, сбор фольклорного, этнографического материала для этнографического музея учреждения, сбор гербарного и энтомологического материала для работы экологических кружков, благотворительная операция «Обелиск Славы» (прилож.№8)
Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем палаточном лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие режимные моменты.
Режимные моменты:
-
утренняя зарядка;
-
спортивные тренировки;
-
проверка внешнего вида детей;
-
утреннее и вечернее построение;
-
вечерняя проверка.
Для реализации цели поставленной в программе педагогическим советом, а также детьми в детском профильном 9-ти дневном лагере палаточного типа была разработана индивидуальная система взаимоотношений, которая построена на 4-х правилах:
-
Правило памяти. Народ, который не знает своей истории, осужден на вымирание. Помни о своих предках, о своем народе.
-
Правило правды. Помни, правда нужна не только тебе, но и окружающим людям, твоей стране.
-
Правило добра. Будь добрым в отношении с окружающими людьми, и добро вернется к тебе.
-
Правило достоинства. Напоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, благородстве поступков, чувстве ответственности.
Правила основ жизнедеятельности лагеря
Участники лагеря обязаны соблюдать режим дня, выполнять все программные задания, соблюдать технику безопасности, участвовать в мероприятиях, экскурсиях, походах, полевых исследованиях. Для поддержания внутреннего распорядка назначается суточный наряд в составе дежурного по кухне и 2-х дневальных. Задача дежурного по кухне – накрывание столов, соблюдение чистоты и порядка во время приёма пищи и уборки столов после неё. Задача дневальных дежурных – контроль за соблюдением чистоты и порядка на территории лагеря, контроль за выполнением распорядка дня. В лагере каждая минута должна быть заполнена деятельностью, вдали от дома стать настоящей семьей: поддерживать и выручать друг друга. Максимально реализовать себя и получить новый социальный опыт.
План работы на смену
План работы лагеря корректируется в соответствии с организационными, материальными возможностями, форс-мажорными обстоятельствами (изменение природных условий не возможных для выполнения плана работы лагеря).
День 1 – «День знакомства».
-
Сбор в центре творчества.
-
Ознакомление с внутренним распорядком лагеря. Ознакомление с программой на всю смену. Составление графика дежурства. Инструктаж о правах и обязанностях.
-
Инструктаж по технике безопасности.
-
« Калейдоскоп » знакомств.
5. Выезд по маршруту. Изучение по проектам.
6. Оборудование территории. Расположение палаток, уборка местности, оборудование места для приёма пищи и умывания.
7. Анкетирование первого дня. Аутотренинговые упражнения на снятие напряжения «Приятный сон»,
День 2 – «День познания».
-
Экскурсия по маршруту: аутентичные деревни Полесья,их быт и нравы (работа по проекту).
-
Изучение инвазивных видов по маршруту.
-
Посещение и изучение видового разнообразия плакорных дубрав Припятского национального парка, (работа по проекту).
-
Оборудование территории. Расположение палаток, уборка местности, оборудование места для приёма пищи и умывания.
-
Сбор гербарного и этнографического материала.
-
Игровые мероприятия, местные народные игры.
-
Костер дружбы. Аутотренинговые упражнения на снятие напряжения «Разговор на незнакомом языке»,
День 3 – «День традиций».
-
Утренний сбор – обсуждение планов на день.
-
Час любимых занятий: проведение мастер-классов («Сделай гербарий сам»)
-
Экскурсия по маршруту: д.Хвоенск, д.Хлупин, дубравы национального парка Припятский, (работа по проекту).
-
Оборудование территории. Расположение палаток, уборка местности, оборудование места для приёма пищи и умывания.
-
Развлекательно-досуговая программа. (прилож.№ 6,7)
-
Исследовательская деятельность по изучению биоразнообразия Туровского луга.
-
Вечер с гитарой: «Бардовская песня».
День 4 – «День досуга».
-
Утренний сбор – обсуждение планов на день.
-
Экскурсия по маршруту: национальный парк «Припятский», лесничество – лес, (работа по проекту).
-
Оборудование территории. Расположение палаток, уборка местности, оборудование места для приёма пищи и умывания.
-
Лекция по технике безопасности «Предупреждение травматизма в лесу». Первая медицинская помощь – практические занятия.
-
Игры и развлечения «Собери рюкзак туриста, установи палатку».
-
Досуговая программа: песенный марафон «Песенка-чудесенка».
День 5 – «День охраны природы».
-
Викторина «Что ты знаешь о птицах своего края??».
-
Беседа с гл. лесничим Ричевского лесничества «Лес - наше богатство».
-
Беседа по правилам пожарной безопасности.
-
Оборудование территории. Расположение палаток, уборка местности, оборудование места для приёма пищи и умывания.
-
Экскурсия по маршруту: река Ствига, Ричевское лесничество, сбор энтомологического материала.
-
Экологическая акция «Чистота природы», раздача тематических листовок и буклетов отдыхающим и местному населению.
День 6 – «День здоровья».
-
Спортландия «Кто быстрей!»
-
Экскурсия по маршруту: дамба реки Ствига, д.Бережцы, посещение археологической стоянки раннего средневековья, (сбор лекарственных растений для фитобара).
-
Оборудование территории. Расположение палаток, уборка местности, оборудование места для приёма пищи и умывания.
-
Эстафета «Полоса препятствий».
-
Мастер-класс « Народные обереги из природного материала».
-
Фитобар «Чай из природы».
День 7 – «День мужества».
-
Экскурсия по маршруту: г. Туров-урочище Казаргать– д. Хильчицы (памятник жертв сталинских репресий) –д. Бережцы (памятник М.Мороз), Ричевское лесничество (партизанская стоянка в лесу, места сражений партизан в ВОВ и их захоронение) –– Пойма р. Ствига - г.Туров.
-
Оборудование территории. Расположение палаток, уборка местности, оборудование места для приёма пищи и умывания.
-
Свободное время.
-
Экоакция: «Сделаем планету чище»,сбор мусора вокруг территории.
-
Игры с мячом.
День 8 – «День воспоминаний ».
-
Соревнования и игры на воде.
-
Оборудование территории. Расположение палаток, уборка местности, оборудование места для приёма пищи и умывания.
-
Викторина: «Что такое ТВП?».
-
Экскурсия по маршруту.
-
Сбор информации для создания картотеки фольклора местности, беседы с местными жителями.
-
Игры на свежем воздухе- национальные игры наших предков.
День 9 – «День надежд».
1. Торжественная линейка по случаю закрытия смены.
2. Подведение итогов смены: « Край, где мы живём».
3. Экскурсия на орнитологическую станцию, орнитологический заказник «Туровский луг», знакомство с работой орнитологов.
4. Творческий отчет детей о проделанной работе в лагере.
5. Отъезд в центр творчества.
Ожидаемые результаты
В ходе выполнения данной программы ребята должны:
-
укрепить физические и психические силы ребенка;
-
укрепить здоровье;
-
формировать потребности в самосовершенствовании;
-
усилить мотивации дальнейшего изучения биоразнообразия своего края;
-
осуществить отдых и интересное общение со сверстниками;
-
творчески самореализоваться и развить свои креативные способности;
-
расширить кругозор в области изучения истории, культуры и природы края,
-
получить необходимые навыки адаптации в сложных полевых условиях, сформировать волевые качества: целеустремленность, выносливость;