Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Методическое обеспечение - ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Дата: 13 сентября 2019 в 12:24, Обновлено 1 февраля 2024 в 13:29

 ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы дополнительного образования школ и дошкольных учреждений. Методическая помощь осуществляется различными средствами – консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением и т.д.

Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.

Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности.

Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.

Наставничество используется в работе с молодыми специалистами дополнительного образования, а также при освоении результативного педагогического опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности педагога, анализа процесса и условий апробации новых методик, образовательных программ и т. д.

Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогическими работниками перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы. Анализирует ход выполнения Программы развития дополнительного образования.

Методическое обучение – это участие методиста в создании и работе методических объединений в дополнительном образовании и общеобразовательной школе, это – создание педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий в дополнительном образовании. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, пополнить методический фонд, издательскую деятельность.

Эти и другие средства методической помощи наиболее эффективно реализуются в следующих формах методической деятельности:

  • теоретические семинары (доклады, сообщения);
  • семинары-практикумы (доклады, сообщения);
  • диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия», кассета «идей» и др.);
  • «деловые игры», ролевые игры, занятия-имитации; занятия-панорамы,
  • лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, логопедов и врачей;
  • обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;
  • в обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных занятий, мероприятий или их цикла;
  • обсуждение и оценка авторских образовательных программ, учебных пособий;
  • обсуждение методов диагностики развития детей;
  •  разнообразные выставки, отчеты по самообразованию (доклады, рефераты, разработки занятий, изготовление дидактических и наглядных пособий; выставки лучших детских работ;
  •  обсуждение результативного педагогического опыта и рекомендации к его распространению и внедрению;
  • конкурсы «Лучший методист дополнительного образования», «Лучший педагог дополнительного образования года»;
  • педагогические чтения, научно-практические конференции и др;

Обобщение педагогического опыта – это вид методической деятельности, который предполагает выявление, выбор, изучение, обобщение, формирование и дальнейшее систематизированное описание опыта высокопрофессиональным методистом и глубокое изучение какого-либо конкретного положительного педагогического опыта либо учреждения, либо одного педагогического работника или группы единомышленников в дополнительном образовании.

Обобщение опыта – это научный метод изучения и анализа состояния практики, выявления новых тенденций, рождающихся в творческом поиске педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки. Изучается: массовый опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (для выявления характерных недостатков и ошибок), передовой опыт, найденный в массовой практике.

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Методисты и педагоги дополнительного образования оформляют результаты своей деятельности в трех основных видах методической продукции:

№ п/п

Вид метод. продукции

Содержание продукции

Разновидность  

Информационно-пропагандистская

Сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности.

Методическое описание содержит простое изложение проведенного воспитательного дела, увиденного события или средств его проведения. Часто повествование идет от первого лица, присутствуют личные впечатления, эмоции. Требование к методическому описанию - подробное описание и разъяснение события, действия.

Аннотация.

Информационный плакат.

Информационно-методическая выставка.

Реферат.

Организационно-инструктивная

Указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел.

Инструктивно-методическое письмо.

Методическая записка.

Методическая памятка.

Методические рекомендации.

Методическая разработка.

Прикладная

Вспомогательный материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции.

Сценарий.

Картотека.

Тематическая папка.

Образовательная программа.

Документация учебно-методической продукции включает разработку учебных планов, образовательных программ, учебно-методических пособий, предназначенных для внедрения в систему дополнительного образования детей.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В обязанности методиста, работающего в системе дополнительного образования детей и молодежи, входит оказание помощи педагогам в организации и методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса. Посещение занятий и последующий анализ работы объединений по интересам помогает определить, соответствует ли содержание обучения требованиям учебных программ, позволяет провести индивидуальное консультирование педагогических работников, оказать им необходимую методическую и практическую помощь в разработке учебно-программной документации.

Занятие в учреждении дополнительного образования имеет ряд особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, динамичное, свободное по составу участников, чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности. Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных особенностей учащихся, цели и задач образовательной программы, специфики объединения по интересам и других факторов.

Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения. К таким требованиям можно отнести следующие:

четкая формулировка темы, цели и задач занятия (обучающие, развивающие, воспитательные);

сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся;

использование наиболее целесообразных методов обучения с учетом уровня подготовленности учащихся, подбор индивидуальных заданий для детей с опережением в развитии;

соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности, применение здоровьесберегающих технологий.

На первоначальном этапе занятия педагогу важно создать благоприятный морально-психологический климат, атмосферу сотворчества и содружества в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе -- проанализировать все выполненные учащимися работы и отметить достижения.

Немаловажным моментом при проведении занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности, продуктивное использование применяемого наглядного материала.

Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход как со стороны педагога, так и со стороны учащихся.

Рассмотрим подробнее основные характеристики занятия, которые необходимо отразить при его посещении в справке-анализе.

1. Общие сведения о занятии.

Первоначально необходимо отметить дату посещения занятия, название объединения по интересам, фамилию педагога дополнительного образования, год обучения и количество присутствующих на занятии. Далее указываются место и время проведения занятия.

2. Цель посещения занятия.

К данным целям можно отнести следующие:

изучение методики проведения определенного занятия;

изучение педагогического мастерства наиболее опытных педагогов, обмен опытом проведения занятий;

оказание помощи педагогу в выполнении профессиональных задач;

ознакомление с методикой ведения занятия и оказание помощи молодому или неопытному педагогу;

мониторинг деятельности педагогов дополнительного образования;

выяснение эффективности форм работы педагога (игра, конкурс, выставка и т. д.);

выявление соответствия используемых на занятии приемов и методов содержанию изучаемого материала;

определение эффективности использования педагогом содержания изучаемого материала для формирования практических умений и навыков учащихся;

выяснение системы работы педагога по активизации творческой и познавательной деятельности учащихся;

изучение уровня использования педагогом воспитательных возможностей занятия;

ознакомление с формами и методами организации профориентационной работы в объединении по интересам;

проверка соблюдения педагогом норм поведения на занятии (общение с учащимися, тактичность поведения, внешний вид и т. д.);

выполнение педагогом рекомендаций, данных во время предыдущих посещений занятий.

3. Цель занятия.

Цель должна соответствовать теме занятия и отражать планируемый результат. Четкая и грамотная постановка цели имеет принципиальное значение для достижения действительного результата занятия.

Цель занятия должна быть достижимой, четко сформулированной, понятной всем участникам деятельности, иметь стимулирующий характер. Необходимо учитывать пространственные, временные и материально-технические возможности и ресурсы.

4.Тема занятия.

Указывается согласно плану занятия и излагаемому материалу.

5. Наличие документации, наглядных средств обучения, подготовка материального обеспечения.

Отмечается наличие программы объединения по интересам, заполненного журнала планирования и учета работы объединения по интересам, готовность помещения, оборудования, качество и количество материалов и инструментов для проведения занятия. Фиксируется, использовались ли при проведении занятия наглядные пособия и средства обучения (электронные, научные и др.)

6. Соблюдение структуры занятия.

Отмечаются реализованные этапы занятия: организационная часть, постановка цели и задач занятия, актуализация опорных знаний и умений, изучение нового материала, выполнение практических и творческих заданий, рефлексия, заключительная часть занятия.

7. Формы обучения.

Отмечаются применяемые на занятии формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

При анализе занятия следует отметить эффективность применяемых форм обучения с позиции умения организовать работу учащихся, активизировать их творческие и коммуникативные качества.

8. Метод обучения.

Отмечаются используемые на занятии методы обучения: метод словесного обучения, метод наглядного обучения, метод практического обучения, метод игры, другой метод.

При анализе занятия следует отметить целесообразность избранного метода обучения с точки зрения раскрытия темы занятия.

9. Система работы педагога.

Характеризуется с точки зрения умения владеть группой, организовывать ее для работы, вызывать интерес у учащихся к теме занятия. Следует отметить, рационально ли использовалось время на занятии, наблюдалась ли смена видов деятельности, индивидуализация и дифференциация в обучении учащихся. Также отмечаются стиль педагогического руководства, внешний вид педагога, его культура и такт, степень воздействия личности педагога на учащихся.

10. Система работы учащихся.

Проанализировать активность и работоспособность группы учащихся на занятии, отметить наличие умений творчески применять знания и умения, качество сформированных навыков самостоятельной работы с оборудованием и инструментами. Указать, наблюдалась ли заинтересованность учащихся в течение всего занятия, наличие дисциплины и организованности, проявление коммуникативных качеств.

11. Удачные элементы занятия.

Назвать наиболее эффективные для достижения цели приемы, методы, формы, способы деятельности, используемые на занятии.

Охарактеризовать психологическую атмосферу занятия, роль педагога в создании микроклимата на занятии, коммуникативную активность учащихся.

Отметить качество выполнения практических и творческих заданий.

Указать, использовались ли педагогом возможности занятия для профессиональной ориентации, экономического воспитания детей, формирования у них интеллектуальной культуры и потребности в знаниях.

12. Замечания.

Здесь можно отметить, как педагог поддерживает дисциплину на занятии, как добивается заинтересованности в обучении, охарактеризовать его поведение (бодрое, живое, решительное, вялое, спокойное, деловое, нервное, безразличное, тактичное) и особенности речи (грамотная, многословная, лаконичная, доходчивая, логичная, недостаточно логичная).

Среди замечаний по проведению занятия обязательно нужно указать, при необходимости, несоответствие темы занятия календарному плану работы объединения и рабочей программе, назвать причины отклонений. Охарактеризовать условия обучения в помещении, организацию учебного пространства и т. д.

Следует отметить количество наглядности (недостаточная, излишняя), методическую сторону использования наглядности.

13. Выводы и предложения.

Выводы зависят от цели посещения. В случае, когда занятие посещено с целью контроля или ознакомления с работой молодого или нового педагога, выводы должны содержать следующие позиции:

общая оценка занятия -- уровень проведения (высокий, удовлетворительный, низкий), личное впечатление посетившего (понравился, не понравился и др.);

достижение цели -- усвоили ли учащиеся тему, выполнили ли практическое задание;

методическое совершенство занятия -- проведено методически правильно или неправильно, аргументация;

воспитательное значение занятия -- осуществлялось ли воспитание самостоятельности, трудолюбия, дисциплины, эстетических взглядов и т. д.;

педагогическое мастерство педагога: глубокое знание предмета, умение передавать знания учащимся, влияние на группу.

В случае, когда занятие посещено с конкретной целью, например, выяснение эффективности форм работы педагога или проверка соответствия используемых на занятии приемов и методов содержанию изучаемого материала, выводы отражают только результат анализа данного вопроса.

При посещении открытых занятий вывод может быть следующим: занятие проведено на высоком (достаточном, низком) профессиональном и методическом уровне.

В предложениях можно указать, что ценного из этого занятия можно рекомендовать для внедрения в практику других педагогов. Дать рекомендации педагогу по усовершенствованию работы и преодолению недостатков.

В конце анализа занятия посетивший должен указать свою фамилию, ознакомить со справкой -- анализом занятия педагога дополнительного образования, о чем должна свидетельствовать подпись педагога.

Ниже приводится образец формы "Справка -- анализ занятия".

СПРАВКА -- АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

Дата посещения: "____" ___________ 20__ г.

Название объединения по интересам: __________________________________________________________________

Ф. И. О. руководителя объединения по интересам: ________________________________________________________________

Год обучения: ________

Количество учащихся: по факту -- _______, по списку -- ___________

Место проведения: __________________________

Время начала _____ и окончания _____ занятия

Цель посещения занятия: ______________________________________________________________

Цель занятия: ________________________________________________________________________

Тема занятия: _____________________

Наличие:

    программа объединения по интересам

    журнал планирования и учета работы

    оборудование и материал в необходимом количестве

    средства обучения (учебники, видеоуроки)

    наглядные пособия (таблицы, схемы и др.)

Соблюдение структуры занятия:

    организационная часть

    постановка цели и задач занятия

    актуализация опорных знаний и умений

    изучение нового материала

    выполнение практических и творческих заданий

    рефлексия

    заключительная часть занятия

Форма обучения:

    индивидуальная парная

    групповая  коллективная

Используемые методы обучения:

    метод словесного обучения

    метод наглядного обучения

    метод практического обучения

    метод игры

_____________________________ (другой)

Система работы педагога:

    готовность к занятию, владение материалом

    авторитет педагога

    создание мотивации обучения в течение всего занятия

    умение организовать работу учащихся

    рациональность использования времени

    учет индивидуальных особенностей и интересов учащихся

    умелое использование смены видов деятельности

    педагогическая культура и такт

    воспитывающая направленность занятия

Система работы учащихся:

    заинтересованность

    дисциплинированность и организованность

    активность и работоспособность

    уважительное отношение к педагогу

    умение творчески применять знания и умения

    сформированность навыков самостоятельной работы с оборудованием и инструментами

    соблюдение правил техники безопасности и охраны труда

    коммуникативная активность учащихся

1. Достигнута ли цель занятия?

Да     Нет   Частично

2. Соответствует ли содержание занятия программе?

Да     Нет   Частично

3. Соответствуют ли методы и приемы возрастным особенностям и уровню развития учащихся?

Да     Нет   Частично

4. Гармонично ли сочетались обучающие, развивающие и воспитывающие задачи занятия?

Да     Нет   Частично

5. Способствовало ли занятие развитию интереса к обучению?

Да     Нет   Частично

6. Удалось ли сформировать требуемые знания и умения?

Да     Нет   Частично

7. Эффективна ли методика контроля за усвоением материала и формированием практических умений и навыков?

Да     Нет   Частично

8. Соответствовала ли организация занятия санитарно-гигиеническим требованиям?

Да     Нет   Не в полном объеме

9. Удачные элементы занятия: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Замечания: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Выводы и предложения: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________ Ф. И. О. посещающего ______________

<sup>(подпись посещающего)</sup>

_________________________ Ф. И. О. педагога ________________

<sup>(подпись педагога)</sup>

ЛИТЕРАТУРА

Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г. К. Селевко. -- М. : Народное образование, 1998. -- 256 с.

Сущенко, Т. И. Основы внешкольной педагогики / Т. И. Сущенко. -- Минск : Бел. навука, 2000. -- 221 с.

Каргина, З. А. Мониторинг в дополнительном образовании детей // Внешкольник. -- 2009. -- № 1. -- С. 15.

Практическая педагогика: 99 схем и таблиц / авт.-сост. Н. П. Наволокова, В. Н. Андреева. -- Ростов н/Д : Феникс, 2014. -- 118 с.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.