ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы дополнительного образования школ и дошкольных учреждений. Методическая помощь осуществляется различными средствами – консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением и т.д.
Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.
Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности.
Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.
Наставничество используется в работе с молодыми специалистами дополнительного образования, а также при освоении результативного педагогического опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности педагога, анализа процесса и условий апробации новых методик, образовательных программ и т. д.
Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогическими работниками перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы. Анализирует ход выполнения Программы развития дополнительного образования.
Методическое обучение – это участие методиста в создании и работе методических объединений в дополнительном образовании и общеобразовательной школе, это – создание педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий в дополнительном образовании. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, пополнить методический фонд, издательскую деятельность.
Эти и другие средства методической помощи наиболее эффективно реализуются в следующих формах методической деятельности:
- теоретические семинары (доклады, сообщения);
- семинары-практикумы (доклады, сообщения);
- диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия», кассета «идей» и др.);
- «деловые игры», ролевые игры, занятия-имитации; занятия-панорамы,
- лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, логопедов и врачей;
- обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;
- в обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных занятий, мероприятий или их цикла;
- обсуждение и оценка авторских образовательных программ, учебных пособий;
- обсуждение методов диагностики развития детей;
- разнообразные выставки, отчеты по самообразованию (доклады, рефераты, разработки занятий, изготовление дидактических и наглядных пособий; выставки лучших детских работ;
- обсуждение результативного педагогического опыта и рекомендации к его распространению и внедрению;
- конкурсы «Лучший методист дополнительного образования», «Лучший педагог дополнительного образования года»;
- педагогические чтения, научно-практические конференции и др;
Обобщение педагогического опыта – это вид методической деятельности, который предполагает выявление, выбор, изучение, обобщение, формирование и дальнейшее систематизированное описание опыта высокопрофессиональным методистом и глубокое изучение какого-либо конкретного положительного педагогического опыта либо учреждения, либо одного педагогического работника или группы единомышленников в дополнительном образовании.
Обобщение опыта – это научный метод изучения и анализа состояния практики, выявления новых тенденций, рождающихся в творческом поиске педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки. Изучается: массовый опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (для выявления характерных недостатков и ошибок), передовой опыт, найденный в массовой практике.
ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Методисты и педагоги дополнительного образования оформляют результаты своей деятельности в трех основных видах методической продукции:
№ п/п |
Вид метод. продукции |
Содержание продукции |
Разновидность |
|
Информационно-пропагандистская |
Сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности. Методическое описание содержит простое изложение проведенного воспитательного дела, увиденного события или средств его проведения. Часто повествование идет от первого лица, присутствуют личные впечатления, эмоции. Требование к методическому описанию - подробное описание и разъяснение события, действия. |
Аннотация. Информационный плакат. Информационно-методическая выставка. Реферат. |
|
Организационно-инструктивная |
Указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел. |
Инструктивно-методическое письмо. Методическая записка. Методическая памятка. Методические рекомендации. Методическая разработка. |
|
Прикладная |
Вспомогательный материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции. |
Сценарий. Картотека. Тематическая папка. Образовательная программа. |
Документация учебно-методической продукции включает разработку учебных планов, образовательных программ, учебно-методических пособий, предназначенных для внедрения в систему дополнительного образования детей.
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В обязанности методиста, работающего в системе дополнительного образования детей и молодежи, входит оказание помощи педагогам в организации и методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса. Посещение занятий и последующий анализ работы объединений по интересам помогает определить, соответствует ли содержание обучения требованиям учебных программ, позволяет провести индивидуальное консультирование педагогических работников, оказать им необходимую методическую и практическую помощь в разработке учебно-программной документации.
Занятие в учреждении дополнительного образования имеет ряд особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, динамичное, свободное по составу участников, чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности. Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных особенностей учащихся, цели и задач образовательной программы, специфики объединения по интересам и других факторов.
Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения. К таким требованиям можно отнести следующие:
четкая формулировка темы, цели и задач занятия (обучающие, развивающие, воспитательные);
сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся;
использование наиболее целесообразных методов обучения с учетом уровня подготовленности учащихся, подбор индивидуальных заданий для детей с опережением в развитии;
соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности, применение здоровьесберегающих технологий.
На первоначальном этапе занятия педагогу важно создать благоприятный морально-психологический климат, атмосферу сотворчества и содружества в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе -- проанализировать все выполненные учащимися работы и отметить достижения.
Немаловажным моментом при проведении занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности, продуктивное использование применяемого наглядного материала.
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход как со стороны педагога, так и со стороны учащихся.
Рассмотрим подробнее основные характеристики занятия, которые необходимо отразить при его посещении в справке-анализе.
1. Общие сведения о занятии.
Первоначально необходимо отметить дату посещения занятия, название объединения по интересам, фамилию педагога дополнительного образования, год обучения и количество присутствующих на занятии. Далее указываются место и время проведения занятия.
2. Цель посещения занятия.
К данным целям можно отнести следующие:
изучение методики проведения определенного занятия;
изучение педагогического мастерства наиболее опытных педагогов, обмен опытом проведения занятий;
оказание помощи педагогу в выполнении профессиональных задач;
ознакомление с методикой ведения занятия и оказание помощи молодому или неопытному педагогу;
мониторинг деятельности педагогов дополнительного образования;
выяснение эффективности форм работы педагога (игра, конкурс, выставка и т. д.);
выявление соответствия используемых на занятии приемов и методов содержанию изучаемого материала;
определение эффективности использования педагогом содержания изучаемого материала для формирования практических умений и навыков учащихся;
выяснение системы работы педагога по активизации творческой и познавательной деятельности учащихся;
изучение уровня использования педагогом воспитательных возможностей занятия;
ознакомление с формами и методами организации профориентационной работы в объединении по интересам;
проверка соблюдения педагогом норм поведения на занятии (общение с учащимися, тактичность поведения, внешний вид и т. д.);
выполнение педагогом рекомендаций, данных во время предыдущих посещений занятий.
3. Цель занятия.
Цель должна соответствовать теме занятия и отражать планируемый результат. Четкая и грамотная постановка цели имеет принципиальное значение для достижения действительного результата занятия.
Цель занятия должна быть достижимой, четко сформулированной, понятной всем участникам деятельности, иметь стимулирующий характер. Необходимо учитывать пространственные, временные и материально-технические возможности и ресурсы.
4.Тема занятия.
Указывается согласно плану занятия и излагаемому материалу.
5. Наличие документации, наглядных средств обучения, подготовка материального обеспечения.
Отмечается наличие программы объединения по интересам, заполненного журнала планирования и учета работы объединения по интересам, готовность помещения, оборудования, качество и количество материалов и инструментов для проведения занятия. Фиксируется, использовались ли при проведении занятия наглядные пособия и средства обучения (электронные, научные и др.)
6. Соблюдение структуры занятия.
Отмечаются реализованные этапы занятия: организационная часть, постановка цели и задач занятия, актуализация опорных знаний и умений, изучение нового материала, выполнение практических и творческих заданий, рефлексия, заключительная часть занятия.
7. Формы обучения.
Отмечаются применяемые на занятии формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
При анализе занятия следует отметить эффективность применяемых форм обучения с позиции умения организовать работу учащихся, активизировать их творческие и коммуникативные качества.
8. Метод обучения.
Отмечаются используемые на занятии методы обучения: метод словесного обучения, метод наглядного обучения, метод практического обучения, метод игры, другой метод.
При анализе занятия следует отметить целесообразность избранного метода обучения с точки зрения раскрытия темы занятия.
9. Система работы педагога.
Характеризуется с точки зрения умения владеть группой, организовывать ее для работы, вызывать интерес у учащихся к теме занятия. Следует отметить, рационально ли использовалось время на занятии, наблюдалась ли смена видов деятельности, индивидуализация и дифференциация в обучении учащихся. Также отмечаются стиль педагогического руководства, внешний вид педагога, его культура и такт, степень воздействия личности педагога на учащихся.
10. Система работы учащихся.
Проанализировать активность и работоспособность группы учащихся на занятии, отметить наличие умений творчески применять знания и умения, качество сформированных навыков самостоятельной работы с оборудованием и инструментами. Указать, наблюдалась ли заинтересованность учащихся в течение всего занятия, наличие дисциплины и организованности, проявление коммуникативных качеств.
11. Удачные элементы занятия.
Назвать наиболее эффективные для достижения цели приемы, методы, формы, способы деятельности, используемые на занятии.
Охарактеризовать психологическую атмосферу занятия, роль педагога в создании микроклимата на занятии, коммуникативную активность учащихся.
Отметить качество выполнения практических и творческих заданий.
Указать, использовались ли педагогом возможности занятия для профессиональной ориентации, экономического воспитания детей, формирования у них интеллектуальной культуры и потребности в знаниях.
12. Замечания.
Здесь можно отметить, как педагог поддерживает дисциплину на занятии, как добивается заинтересованности в обучении, охарактеризовать его поведение (бодрое, живое, решительное, вялое, спокойное, деловое, нервное, безразличное, тактичное) и особенности речи (грамотная, многословная, лаконичная, доходчивая, логичная, недостаточно логичная).
Среди замечаний по проведению занятия обязательно нужно указать, при необходимости, несоответствие темы занятия календарному плану работы объединения и рабочей программе, назвать причины отклонений. Охарактеризовать условия обучения в помещении, организацию учебного пространства и т. д.
Следует отметить количество наглядности (недостаточная, излишняя), методическую сторону использования наглядности.
13. Выводы и предложения.
Выводы зависят от цели посещения. В случае, когда занятие посещено с целью контроля или ознакомления с работой молодого или нового педагога, выводы должны содержать следующие позиции:
общая оценка занятия -- уровень проведения (высокий, удовлетворительный, низкий), личное впечатление посетившего (понравился, не понравился и др.);
достижение цели -- усвоили ли учащиеся тему, выполнили ли практическое задание;
методическое совершенство занятия -- проведено методически правильно или неправильно, аргументация;
воспитательное значение занятия -- осуществлялось ли воспитание самостоятельности, трудолюбия, дисциплины, эстетических взглядов и т. д.;
педагогическое мастерство педагога: глубокое знание предмета, умение передавать знания учащимся, влияние на группу.
В случае, когда занятие посещено с конкретной целью, например, выяснение эффективности форм работы педагога или проверка соответствия используемых на занятии приемов и методов содержанию изучаемого материала, выводы отражают только результат анализа данного вопроса.
При посещении открытых занятий вывод может быть следующим: занятие проведено на высоком (достаточном, низком) профессиональном и методическом уровне.
В предложениях можно указать, что ценного из этого занятия можно рекомендовать для внедрения в практику других педагогов. Дать рекомендации педагогу по усовершенствованию работы и преодолению недостатков.
В конце анализа занятия посетивший должен указать свою фамилию, ознакомить со справкой -- анализом занятия педагога дополнительного образования, о чем должна свидетельствовать подпись педагога.
Ниже приводится образец формы "Справка -- анализ занятия".
СПРАВКА -- АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
Дата посещения: "____" ___________ 20__ г.
Название объединения по интересам: __________________________________________________________________
Ф. И. О. руководителя объединения по интересам: ________________________________________________________________
Год обучения: ________
Количество учащихся: по факту -- _______, по списку -- ___________
Место проведения: __________________________
Время начала _____ и окончания _____ занятия
Цель посещения занятия: ______________________________________________________________
Цель занятия: ________________________________________________________________________
Тема занятия: _____________________
Наличие:
программа объединения по интересам
журнал планирования и учета работы
оборудование и материал в необходимом количестве
средства обучения (учебники, видеоуроки)
наглядные пособия (таблицы, схемы и др.)
Соблюдение структуры занятия:
организационная часть
постановка цели и задач занятия
актуализация опорных знаний и умений
изучение нового материала
выполнение практических и творческих заданий
рефлексия
заключительная часть занятия
Форма обучения:
индивидуальная парная
групповая коллективная
Используемые методы обучения:
метод словесного обучения
метод наглядного обучения
метод практического обучения
метод игры
_____________________________ (другой)
Система работы педагога:
готовность к занятию, владение материалом
авторитет педагога
создание мотивации обучения в течение всего занятия
умение организовать работу учащихся
рациональность использования времени
учет индивидуальных особенностей и интересов учащихся
умелое использование смены видов деятельности
педагогическая культура и такт
воспитывающая направленность занятия
Система работы учащихся:
заинтересованность
дисциплинированность и организованность
активность и работоспособность
уважительное отношение к педагогу
умение творчески применять знания и умения
сформированность навыков самостоятельной работы с оборудованием и инструментами
соблюдение правил техники безопасности и охраны труда
коммуникативная активность учащихся
1. Достигнута ли цель занятия?
Да Нет Частично
2. Соответствует ли содержание занятия программе?
Да Нет Частично
3. Соответствуют ли методы и приемы возрастным особенностям и уровню развития учащихся?
Да Нет Частично
4. Гармонично ли сочетались обучающие, развивающие и воспитывающие задачи занятия?
Да Нет Частично
5. Способствовало ли занятие развитию интереса к обучению?
Да Нет Частично
6. Удалось ли сформировать требуемые знания и умения?
Да Нет Частично
7. Эффективна ли методика контроля за усвоением материала и формированием практических умений и навыков?
Да Нет Частично
8. Соответствовала ли организация занятия санитарно-гигиеническим требованиям?
Да Нет Не в полном объеме
9. Удачные элементы занятия: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Замечания: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Выводы и предложения: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________ Ф. И. О. посещающего ______________
<sup>(подпись посещающего)</sup>
_________________________ Ф. И. О. педагога ________________
<sup>(подпись педагога)</sup>
ЛИТЕРАТУРА
Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г. К. Селевко. -- М. : Народное образование, 1998. -- 256 с.
Сущенко, Т. И. Основы внешкольной педагогики / Т. И. Сущенко. -- Минск : Бел. навука, 2000. -- 221 с.
Каргина, З. А. Мониторинг в дополнительном образовании детей // Внешкольник. -- 2009. -- № 1. -- С. 15.
Практическая педагогика: 99 схем и таблиц / авт.-сост. Н. П. Наволокова, В. Н. Андреева. -- Ростов н/Д : Феникс, 2014. -- 118 с.