Ранневесенняя экскурсия на тему:
Загадочный мир птиц
Цели экскурсии:
-
Изучение многообразие мира птиц Туровской местности.
-
Развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать.
-
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
-
Блокноты и простые карандаши.
-
Бинокль.
Предварительная подготовка:
-
Разделить детей на 2 группы.
-
Приготовить задания для практической работы по группам.
- Вначале дети мы поговорим обсудим с вами вопросы за которые будем начислять балы каждой команде:
Вопросы для 1 группы:
-
Самая маленькая птичка в наших краях? (королек)
-
Зачем птицы заглатывают камешки? (с их помощью они перетирают твердую пищу)
-
Где синица вьет гнездо? (в дупле дерева)
-
Почему гусь выходит сухим из воды? (перья смазаны жиром)
-
Какую птицу в народе называют воровкой? (сорока)
-
Вью ли наши перелетные птицы на юге гнезда? (нет)
-
Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (скворец)
-
Какие птицы роют норы для гнезда? (ласточки)
-
Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (вороний глаз).
Вопросы для 2 группы:
-
Как называется домик для птиц сделанный человеком? (скворечник)
-
В какой день года на было принято выпускать на волю птиц? (7 апреля в православный праздник Благовещенье)
-
Какая птица называется так же, как каша, которую едят по утрам англичане? (овсянка)
-
Какую птицу в России называли «пернатой кошкой»? (сова)
-
У каких певчих птиц самцы красные, а самки зеленые? (клесты)
-
Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах? (яйца легко помять, особенно насиженные)
-
Кто прилетает раньше весной: ласточки или стрижи? (ласточки)
-
Какая птица штукатурит свое гнездо гнилушками? (певчий дрозд)
-
Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерева, рябчики)
-
Что делают мелкие птички, когда днем заметят сову? (собираются стаями, кричат и кидаются на сову, пока не прогонят)
Прим. Данныевопросы можно задавать как в начале так и в конце экскурсии и выставить балы.
Задание для 1 группы:
-
Какие птицы живут вблизи поселений людей, какие из них населяют деревья в лесу?
-
Пронаблюдайте за деревьями: какие из птиц селятся среди их ветвей, в дуплах.
-
Подумайте, почему эти птицы поселились именно на деревьях?
-
Остаются ли эти птицы на зимовку?
-
Селятся ли эти птицы большими колониями?
Задание для 2 группы:
-
Какие птицы населяют берега рек?
-
Как их отличить друг от друга?
-
Какие из птиц населяют берег реки Припять. В каких местах они предпочитают вить свои гнезда?
-
Подумайте, почему эти птицы поселились именно на берегу реки?
-
Почему для данных видов важно селится «дружными семьями» - колониями?
-
Почему среда обитания этих птиц является уникальной?
-
Как мы можем сохранить ее?
Ход экскурсии.
-
Организационный момент.
Еще до начала экскурсии с ребятами, преподавателю предполагается составить маршрут, учитывая места, где можно встретить птиц, обитающих вблизи жилищ и птиц в скворечниках на деревьях, птиц леса; и места обитания птиц туровского луга. Необходимо провести беседу о правилах поведения на природе:
-
Как нужно вести себя на природе?
-
Где вы можете ходить?
-
Что можете делать?
-
Чего нельзя делать на природе?
-
Ребята, где мы с вами находимся?
-
Вам здесь нравится?
-
А какое время года сейчас?
-
Какой сейчас месяц, год и число?
-
Какая погода стоит на дворе?
-
Практическая работа.
-
Сейчас мы попытаемся выяснить, для каких птиц берега рек являются родным домом. Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых получит конверт с заданием. За 15 минут группы должны обследовать территорию (указать границы) и предоставить классу отчет о своих исследованиях согласно данному заданию. Для работы вам нужны блокноты, карандаши.
(Дается некоторое время, чтобы дети могли разбиться на заранее сформированные группы. Группам раздаются конверты с заданиями. Дети начинают выполнять практическую работу с помощью инструкции, а учитель контролирует этот процесс и оказывает помощь.)
«Портрет птицы»
Имя наблюдателя _________________________________________________
Дата наблюдений _________________________________________________
Твои собственные наблюдения:
-
Зарисуй птицу, которую ты видел.
-
Напишите, на что похоже ее тело _________________________________________
-
Дай словесный портрет птицы, описав ее цвет, форму, размеры:_______________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Опиши, чем занималась птица, пока ты за ней наблюдал______________________________________________________________
-
Какие звуки она издает?__________________________________________________
-
Зарисуй птичий клюв.
Сведения об этой птице:
Пользуясь определителем и другими источниками, ответь на следующие вопросы:
-
Как называется птица?____________________________________________
-
Живет ли она здесь круглый год?___________________________________
-
Если нет, когда и куда она улетает?________________________________________________________________
-
Чем эта птица питается?__________________________________________________
Где она строит свое гнездо?_______________________________________________
6. Отчет по практической работе.
По сигналу учителя группы собираются вместе и предоставляют результаты своей работы. После выступления группы ее участникам могут быть заданы вопросы, некоторые сведения могут вызвать спор, который стоит решить на месте, если для этого не будет препятствий.
-
Подведение итогов экскурсии.
-
Понравилась ли вам экскурсия?
-
Какие открытия вы сделали сегодня?
-
Зачем нам нужно сохранить многообразие видов пернатых?