Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

РАННЕВЕСЕННЯЯ ЭКСКУРСИЯ - ПРИЛЕТ ПТИЦ

Дата: 27 марта 2022 в 21:00

Ранневесенняя экскурсия на тему:

Загадочный  мир птиц

Цели экскурсии:

  1. Изучение многообразие мира птиц Туровской местности.

  2. Развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  1. Блокноты и простые карандаши.

  2. Бинокль.

Предварительная подготовка:

  1. Разделить детей на 2 группы.

  2. Приготовить задания для практической работы по группам.

- Вначале дети мы поговорим обсудим с вами вопросы за которые будем начислять балы каждой команде:

Вопросы для 1 группы:

  1. Самая маленькая птичка в наших краях? (королек)

  2. Зачем птицы заглатывают камешки? (с их помощью они перетирают твердую пищу)

  3. Где синица вьет гнездо? (в дупле дерева)

  4. Почему гусь выходит сухим из воды? (перья смазаны жиром)

  5. Какую птицу в народе называют воровкой? (сорока)

  6. Вью ли наши перелетные птицы на юге гнезда? (нет)

  7. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (скворец)

  8. Какие птицы роют норы для гнезда? (ласточки)

  9. Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (вороний глаз).

Вопросы для 2 группы:

  1. Как называется домик для птиц сделанный человеком? (скворечник)

  2. В какой день года на  было принято выпускать на волю птиц? (7 апреля в православный праздник Благовещенье)

  3. Какая птица называется так же, как каша, которую едят по утрам англичане? (овсянка)

  4. Какую птицу в России называли «пернатой кошкой»? (сова)

  5. У каких певчих птиц самцы красные, а самки зеленые? (клесты)

  6. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах? (яйца легко помять, особенно насиженные)

  7. Кто прилетает раньше весной: ласточки или стрижи? (ласточки)

  8. Какая птица штукатурит свое гнездо гнилушками? (певчий дрозд)

  9. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерева, рябчики)

  10.  Что делают мелкие птички, когда днем заметят сову? (собираются стаями, кричат и кидаются на сову, пока не прогонят)

Прим. Данныевопросы можно задавать как в начале так и в конце экскурсии и выставить балы.

Задание для 1 группы:

  1. Какие птицы живут вблизи поселений людей, какие из них населяют деревья в лесу?    

  2. Пронаблюдайте за деревьями: какие из птиц селятся среди их ветвей, в дуплах.

  3. Подумайте, почему эти птицы поселились именно на деревьях?

  4. Остаются ли эти птицы на зимовку?

  5. Селятся ли эти птицы большими колониями?

Задание для 2 группы:

  1.  Какие птицы населяют берега рек?    

  2. Как их отличить друг от друга?

  3. Какие из птиц населяют берег реки Припять. В каких местах они предпочитают вить свои гнезда?

  4. Подумайте, почему эти птицы поселились именно на берегу реки?

  5. Почему для данных видов важно селится «дружными семьями» - колониями?

  6. Почему среда обитания этих птиц является уникальной?

  7. Как мы можем сохранить ее?

Ход экскурсии.

  1. Организационный момент.

        Еще до начала экскурсии с ребятами, преподавателю предполагается составить маршрут, учитывая места, где можно встретить птиц, обитающих вблизи жилищ и птиц в скворечниках на деревьях, птиц леса; и места обитания птиц туровского луга. Необходимо провести беседу о правилах поведения на природе:

  • Как нужно вести себя на природе?

  • Где вы можете ходить?

  • Что можете делать?

  • Чего нельзя делать на природе?

  • Ребята, где мы с вами находимся?

  • Вам здесь нравится?

  • А какое время года сейчас?

  • Какой сейчас месяц, год и число?

  • Какая погода стоит на дворе?

  1. Практическая работа.

  • Сейчас мы попытаемся выяснить, для каких птиц берега рек являются родным домом. Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых получит конверт с заданием. За 15 минут группы должны обследовать территорию (указать границы) и предоставить классу отчет о своих исследованиях согласно данному заданию. Для работы вам нужны блокноты, карандаши.

(Дается некоторое время, чтобы дети могли разбиться на заранее сформированные группы. Группам раздаются конверты с заданиями. Дети начинают выполнять практическую работу с помощью инструкции, а учитель контролирует этот процесс и оказывает помощь.)

«Портрет птицы»

Имя наблюдателя _________________________________________________

Дата наблюдений _________________________________________________

Твои собственные наблюдения:

  1. Зарисуй птицу, которую ты видел.

  2. Напишите, на что похоже ее тело _________________________________________

  3. Дай словесный портрет птицы, описав ее цвет, форму, размеры:_______________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Опиши, чем занималась птица, пока ты за ней наблюдал______________________________________________________________

  5. Какие звуки она издает?__________________________________________________

  6. Зарисуй птичий клюв.

Сведения об этой птице:

Пользуясь определителем и другими источниками, ответь на следующие вопросы:

  1. Как называется птица?____________________________________________

  2. Живет ли она здесь круглый год?___________________________________

  3. Если нет, когда и куда она улетает?________________________________________________________________

  4. Чем эта птица питается?__________________________________________________

Где она строит свое гнездо?_______________________________________________

6. Отчет по практической работе.

По сигналу учителя группы собираются вместе и предоставляют результаты своей работы. После выступления группы ее участникам могут быть заданы вопросы, некоторые сведения могут вызвать спор, который стоит решить на месте, если для этого не будет препятствий.

  1. Подведение итогов экскурсии.

  • Понравилась ли вам экскурсия?

  • Какие открытия вы сделали сегодня?

  • Зачем нам нужно сохранить многообразие видов пернатых?

Приложение к экскурсии:

Ласточка-береговушка: селятся колониями возле воды, копая норы-гнезда  обычно в обрывистых берегах рек и озер, питается на открытых лугах, болотах и водоемах, во время перелетов чаще всего обнаруживаются в травянистых зарослях возле водоемов. Зимуют в Африке, Индии, Южной Америке.

Серый гусь: самый большой по размерам гусь по размерам, который гнездуется в Беларуси предпочитает неглубокие водоемы, возле больших лугов, гнезда находятся в травянистых зарослях. Пары, при образовании, существуют всю жизнь. 

Серая цапля: среда обитания - берега водоемов, селятся колониями, мигрирующий вид, редко остается на зимовку.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.