Методические рекомендации
по организации работы с молодежными лидерами
в учреждениях образования в 2019/2020 учебном году
Государственная молодежная политика в Республике Беларусь представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного и кадрового характера, целью которой является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации, качественного развития потенциала молодежи и его использования в интересах инновационного развития страны.
Достижение поставленной цели осуществляется за счет:
вовлечения молодежи в социальную практику и ее информирования о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечения поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи;
гражданского и патриотического воспитания молодежи, формирования у нее правовых, культурных и нравственных ценностей;
обеспечения эффективной социализации молодежи в современной социокультурной среде.
Реализация данных задач невозможна без активного участия самой молодежи при поддержке органов исполнительной и законодательной власти, партнерских объединений и организаций, учреждений образования всех видов и типов нашей страны. Значительная роль в этом процессе отводится учреждениям дополнительного образования, которые сегодня представляют собой динамично развивающуюся систему, направленную на выявление и развитие творческих способностей детей и молодежи, организацию международного сотрудничества, создание информационной среды социально-правовой защиты детства, взаимодействие с детскими и молодежными общественными объединениями, поддержку детских и молодежных социокультурных проектов и инициатив.
В 2019/2020 учебном году необходимо продолжить сотрудничество с учреждениями профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
В новом учебном году учреждениям образования необходимо обратить внимание на проведение мероприятий, которые реализуют интересы и потребности подрастающего поколения, способствуют их профессиональной, гражданской и патриотической ориентации, выявлению лидерских качеств, вовлекают в общественно полезную деятельность, социально значимые мероприятия, актуальные для всей страны.
В Республике Беларусь 2019–2020 годы пройдут под знаком Года малой родины. Необходимо предусмотреть проведение в учреждениях образования мероприятий, посвященных Году малой родины. Это является важным аспектом формирования у молодежи страны активной гражданской позиции, понимания важности историко-культурного наследия, его сохранения и приумножения. Тема малой родины должна найти свое отражение в организации гражданско-патриотических, спортивных, туристических мероприятий, встреч с известными людьми, конкурсов рисунков, плакатов, видеороликов и др., а также на информационных стендах и интернет-сайтах учреждений образования.
В 2019–2020 годах отмечается 75-я годовщина освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
В плане учреждений образования по подготовке и проведению мероприятий, посвященных празднованию 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне, необходимо предусмотреть:
проведение акций и мероприятий гражданской и военно-патриотической направленности;
шефство над участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла и семьями погибших военнослужащих;
активизацию поисково-исследовательской и туристско-краеведческой работы;
использование потенциала музеев учреждений образования;
взаимодействие с воинскими частями и подразделениями;
проведение военно-спортивных мероприятий;
участие в республиканских и проведение региональных мероприятий во взаимодействии с территориальными комитетами ОО «БРСМ»;
создание на сайтах учреждений образования специального раздела (рубрики) «Великой Победе – 75», освещение на сайтах и информационных стендах учреждений образования мероприятий, посвященных празднованию юбилейных дат.
Одно из ключевых направлений молодежной политики Республики Беларусь в 2019/2020 учебном году – работа с молодыми лидерами страны. Лидерство и организаторская деятельность – основные факторы повышения эффективности функционирования детских и молодежных общественных объединений. Руководителям детского и молодежного движения, его участникам и другим заинтересованным рекомендуем заниматься вопросом формирования института лидеров и организаторов детских и молодежных общественных объединений, способных направлять социальную активность детей, подростков, молодых людей на социальные и личностно-значимые цели, организовывать их социальное взаимодействие и деятельность.
Подготовка лидеров, организаторов детских и молодежных общественных объединений должна осуществляться посредством разработки программ обучения, направленных на формирование их лидерских, организаторских, коммуникативных компетенций, способностей, умений и навыков. Рекомендуем использовать такие формы и методы работы, как открытые диалоги, встречи, круглые столы, интерактивные площадки, педагогические и психологические игры, коллективные творческие дела по различным направлениям, презентации и др.
На протяжении многих лет для лидеров Беларуси традиционным и знаковым событием является Национальный детский форум. Используя современные формы и подходы в организации и проведении, форумы стали эффективной площадкой для общения и взаимодействия молодежных лидеров нашей страны.
Форумное движение молодых лидеров на всех уровнях является практическим инструментом в развитии и продвижении комплекса мер по координации взаимодействия органов государственного управления, государственных организаций, детских и молодежных общественных объединений в создании условий для улучшения положения молодежи, расширения ее участия в общественной жизни.
Эффективной формой взаимодействия государства и молодежи является молодежный парламентаризм – создание в качестве консультативных органов молодежных организаций, в которые входит наиболее активная и инициативная молодежь. В настоящее время молодежные парламенты и аналогичные им структуры сформированы практически во всех регионах страны. Цели и задачи молодежного парламента направлены на обеспечение реального участия молодых граждан, молодежных и детских объединений в реализации государственной молодежной политики; представление и защиту интересов молодежи; формирование правовой и политической культуры в молодежной среде; содействие развитию общественной активности молодежи; воспитание гражданственности и патриотизма.
В настоящее время молодежные парламенты осуществляют свою деятельность на разных уровнях: республиканском, областном, районном (городском), региональном и работают по следующим основным направлениям деятельности: представление интересов молодежи в органах власти; участие в нормотворческой деятельности, прежде всего в сфере государственной молодежной политики; подготовка и выявление молодых лидеров, интересующихся общественно-политической и управленческой деятельностью и получающих соответствующие навыки работы; проведение социально значимых и воспитательных мероприятий; реализация государственных и местных программ и отдельных акций; образовательная и просветительская деятельность, направленная на повышение правовой культуры молодежи и доступности общественно-политической информации; формирование активной гражданской позиции молодых людей.
Областным учреждениям дополнительного образования рекомендуется четко выстроить вертикаль детского и молодежного парламентаризма в регионах (школа (колледж, лицей) – город – район – область), оказать содействие развитию детского и молодежного парламентаризма в областных центрах и всестороннюю поддержку членам молодежных парламентов; поддерживать инициативы и проекты молодых парламентариев с целью использования гражданско-патриотического и воспитательного потенциала юных граждан страны, развития их организаторских и лидерских качеств.
В работе учреждений образования рекомендуется обратить внимание на проведение образовательных тренингов, круглых столов, встреч, где молодежь и подростки смогут обменяться опытом, новыми креативными идеями, обсудить проблемные вопросы и найти пути их решения.
В новом учебном году сотрудниками Республиканского молодежного центра планируется проведение образовательных тренингов по социальному проектированию для молодежных парламентов. Использование технологии социального проектирования с предоставлением каждому лидеру возможности реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора) является необходимым условием эффективного формирования гуманистических ценностных ориентаций, духовно-нравственных качеств подростков и молодежи. Различные виды деятельности, в которые может быть включен молодой человек при работе над социальным проектом, располагают большим резервом для развития личностно-ориентированных качеств лидера.
По-прежнему важным направлением деятельности учреждений образования является развитие интеллектуального творчества обучающихся. Для специалистов клубов интеллектуальных игр будет организован ряд республиканских методических мероприятий: для каждой области пройдет серия вебинаров, которые завершатся организацией выездной площадки республиканского опыта «SeminariUM» – республиканским семинаром для педагогов дополнительного образования, руководителей объединений по интересам интеллектуальных игр. Важными событиями станут синхронный чемпионат Беларуси по игре «Что? Где? Когда?», в котором примет участие более 2500 обучающихся, XXVII Чемпионат Республики Беларусь по интеллектуальным играм (24–26 апреля 2020 года), профильная смена для членов клубов интеллектуальных игр. Необходимо обратить внимание и на большое число региональных турниров, организованных в каждой области (календарь мероприятий Белорусской лиги интеллектуальных команд можно найти по ссылке: http://www.blik.by/calendar/).
В 2019/2020 учебном году учреждениям дополнительного образования детей и молодежи во взаимодействии с учреждениями общего среднего образования развитию КВН-движения. Для этого будут организованы семинары и вебинары для организаторов различного уровня профессионализма, а также традиционный Республиканский чемпионат по игре КВН среди школьников «В будущее с улыбкой».
Участие талантливых учащихся в турнирах КВН дает отличную возможность для развития творческих навыков, креативного мышления, сценического опыта и самореализации молодежи. При подготовке и проведении игр КВН рекомендуем обратить внимание на актуальность содержания сценарных разработок, новизну форм подачи материала, эстетическую составляющую поведения на сцене и учесть наличие профессиональных механизмов создания и наполнения сценариев игр КВН.
Значимым направлением в работе учреждений образования в 2019/2020 учебном году является взаимодействие с общественными объединениями и организациями страны.
Считаем необходимым постоянно укреплять сотрудничество с ведущими республиканскими общественными объединениями «Белорусский республиканский союз молодежи» и «Белорусская республиканская пионерская организация».
Общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи» (далее – БРСМ) является соисполнителем государственной молодежной политики в нашей стране. БРСМ имеет свои структуры во всех регионах республики. Более 11 тысяч первичных организаций созданы и работают в учебных заведениях, на предприятиях, в органах внутренних дел, воинских частях и соединениях. Это сплоченное и востребованное в Республике Беларусь сообщество стало для представителей молодого поколения хорошей школой воспитания гражданской ответственности, формирования здорового образа жизни, патриотизма, инициатором добрых начинаний и выразителем интересов всех юношей и девушек.
БРСМ стремится наполнить работу с молодыми людьми новым содержанием, отвечающим требованиям времени. Для этого БРСМ использует интересные формы и методы, инновационные модели и технологии культурно-досуговой и просветительской деятельности.
Самая массовая молодежная организация Беларуси не только возродила, но и продолжает лучшие традиции комсомола, такие как движение студенческих отрядов, шефство над ветеранами войны и труда, традиционные спортивные соревнования, благоустройство городов и поселков и многие другие. Ежегодно реализуется ряд знаковых проектов гражданско-патриотической направленности, в числе которых движение молодежных отрядов правопорядка, организация вторичной занятости молодежи, волонтерское движение, поддержка одаренной и талантливой молодежи, многовекторное международное сотрудничество и молодежная лаборатория социологических исследований. Учреждениям образования при подготовке и оказании содействия в проведении мероприятий БРСМ рекомендуется использовать материалы, размещенные на официальном сайте brsm.by.
Общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация» (далее – БРПО) осуществляет свою деятельность в рамках реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь, основываясь на лучших традициях работы с детскими общественными организациями.
Пионерия Беларуси предлагает современный формат организованного детства, предполагающий поиск и применение актуальных интересных форм и методов работы, увлеченность детей и подростков жизнью организации, использование мощного потенциала объединения.
Новые условия требуют нового подхода к созданию привлекательного для детей образа пионерской организации, яркого и запоминающегося, адаптации общепринятых символов для детского восприятия, используемых при проведении командообразующих, неформальных и (промо) PR-мероприятий.
Основой для повышения качества организации работы БРПО является кадровый и воспитательный потенциал учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи.
Ключевой фигурой организации деятельности БРПО
является педагог-организатор либо старший вожатый (пионерский вожатый).
Основной формой двухстороннего сотрудничества является поддержка пионерских дружин, Советов БРПО в реализации совместных образовательно-воспитательных проектов, направленных на сохранение традиций и внедрение новых форм и методов работы с членами БРПО, социальных инициатив в различных видах деятельности. Учреждениям образования при подготовке и оказании содействия в проведении мероприятий БРПО рекомендуется использовать материалы, размещенные на официальном сайте brpo.by.
Важной задачей в работе учреждений образования в новом учебном году является развитие молодежного волонтерства (добровольчества), через участие в котором происходит формирование лидеров в молодежной среде.
Деятельность участников волонтерского движения рекомендуется осуществлять в соответствии с Концепцией организации молодежного волонтерского (добровольческого) движения в Республике Беларусь.
Наиболее популярными среди молодежи являются следующие направления:
социальное волонтерство (работа с отдельными категориями населения: дети с ограниченными возможностями, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, ветераны и участники Великой Отечественной войны, воины-интернационалисты, одиноко проживающие пожилые люди, дети, оставшиеся без попечения родителей, пострадавшие от последствий чрезвычайных ситуаций; проведение мероприятий в области здравоохранения; донорство; патронаж в хосписах; формирование социального иммунитета против экстремизма и насилия и т.д.);
волонтерство в формировании здорового стиля жизни и пропаганда занятий физической культурой и спортом, мероприятия по предупреждению наркомании, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ/СПИД);
экологическое волонтерство (содействие экологическому воспитанию граждан и организации работы по защите окружающей среды, проведение акций по озеленению и благоустройству территорий; защита и помощь бездомным животным; восстановление и уход за воинскими захоронениями, историко-культурными объектами);
событийное волонтерство (помощь в организации какого-либо крупного события: фестивали, форумы, культурно-массовые мероприятия, городские проекты, симпозиумы, выставки, презентаций и т.п.);
IT-волонтерство (высокотехнологичная помощь некоммерческим организациям, благотворительным фондам и другим социальным проектам, связанная с дизайном, созданием и продвижением сайтов, разработкой приложений, создание исследовательских проектов, веб-страниц, ведение базы данных).
Считаем, что в 2019/2020 учебном году будут востребованы мероприятия по изучению и освоению теоретических и практических основ молодежной волонтерской (добровольческой) деятельности. Развитию волонтерского движения будут способствовать следующие мероприятия, запланированные Республиканским молодежным центром:
республиканский семинар для координаторов волонтерского движения;
вебинары по организации работы волонтеров по направлениям деятельности;
организация и проведение республиканского конкурса «Волонтер года» совместно с ОО «БРСМ».
Структурным подразделениям по работе с молодежью учреждений дополнительного образования рекомендуется: осуществлять информационно-справочное, нормативное и правовое, учебно-методическое, организационное сопровождение волонтерской деятельности; оказывать экспертную, консультативную, методическую помощь в проведении различного рода конкурсов, мероприятий, акций; проводить работу в интернет-пространстве по популяризации деятельности волонтерского движения. Немаловажным вопросом является и обучение волонтеров. Рекомендуется уделить особое внимание их инструктированию по особым, связанным с работой, вопросам и поведению, которое требуется от волонтеров в ходе контакта с различными группами людей: пожилые люди, люди с ограниченными физическими возможностями, многодетные семьи и т.д.
Следует отметить, что в организации работы с волонтерами особая роль принадлежит координатору волонтеров, им может быть социальный педагог, классный руководитель, педагог-организатор, член детской и молодежной общественной организации, представитель родительской общественности.
Практика показывает, что волонтерское движение – показатель уровня культуры общества, гражданской позиции его населения. Волонтерство в действии есть реальное проявление гуманизма, высших человеческих качеств. Таким образом, всячески содействовать развитию волонтерского движения, поддерживать добровольческие инициативы, оказывать необходимую методическую помощь – обязанность современных педагогов, лидеров детских и молодежных общественных организаций.
Сегодня актуальным является формирование позитивного общественного мнения о деятельности существующих детских и молодежных коллективов, организаций, объединений, используя средства массовой информации, научные, методические и публицистические издания для детей и молодежи, интернет-ресурсы.
Именно с этой целью работает молодежный портал moladz.by, который содержит контент для систематизации и обмена информацией, обеспечивает информационную поддержку не только совместных проектов с молодежными и детскими общественными объединениями, учреждениями дополнительного, профессионально-технического, среднего и высшего образования нашей страны, но и предоставляет актуальную информацию для специалистов по работе с молодежью.
Рекомендуется учреждениям образования в срок до 15 числа каждого месяца присылать фотографии и информацию о наиболее значимых методических и массовых мероприятиях на электронную почту Республиканского молодежного центра.
Структурным подразделениям по работе с молодежью рекомендуем обратить внимание на работу в социальных сетях. Сегодня молодые люди организуют собрания и обсуждения в группах в социальных сетях, мессенджерах, следят за мероприятиями по публикациям в Instagram. Активность молодежи в социальных сетях нужно использовать в нашей работе, а именно: создавать странички, группы, аккаунты и активно работать в них, привлекать молодежь к написанию постов об интересных фактах, создавать молодежные Интернет-проекты в социальных сетях, которые будет реально интересны современной молодежи.
Также в 2019/2020 учебном году следует обратить внимание на PR-сопровождение всех значимых мероприятий (приглашение представителей теле- и радиокомпаний, рассылка пресс-релизов, публикация материалов на наиболее рейтинговых сайтах), использование официальной атрибутики в целях обозначения роли среди иных организаций в стране, повышение узнаваемости.
Реализация государственной молодежной политики, распространение перспективного педагогического и практического опыта работы является основной целью деятельности ресурсных центров, созданных в Борисове, Бресте, Гродно, Гомеле, Минске, Могилеве и Новополоцке в рамках инициативы «Город, дружественный детям».
Рекомендуется в работе ресурсных центров осуществлять деятельность по реализации проектов и мероприятий для молодежи; поиску и внедрению новых форм и методов работы с молодежью; выявлению и поддержке одаренной и талантливой молодежи, созданию условий для ее самореализации; проведению исследований и осуществлению методического обеспечения реализации государственной молодежной политики; информационной и научно-методической поддержке образовательного процесса по реализуемому содержательному направлению; актуализации государственных приоритетов среди молодежи; моделированию приоритетных направлений развития молодежной политики; повышению уровня компетентности участников государственной молодежной политики; организации обучения различных категорий педагогических работников по использованию в практике работы новейших достижений в области образования.
В работе с лидерами детских и молодежных общественных объединений значимым направлением должна стать работа по достижению Целей устойчивого развития (ЦУР). 17 универсальных и всеобъемлющих Целей и 169 задач, направленных на создание более совершенного мира в интересах всего человечества, входят в Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. С целью вовлечения молодых людей в работу по популяризации ЦУР в Республике Беларусь, повышения осведомленности молодежи о необходимости достижения Целей необходимо вовлекать молодежь в деятельность по достижению Целей устойчивого развития. А именно: выработать механизмы по имплементации инициатив молодежных послов ЦУР, вовлекать молодежь в реализацию национальной стратегии в области ЦУР, распространять опыт успешных инициатив.
Важные позиции в реализации государственной молодежной политики должны занять структурные подразделения по работе с молодежью. В каждом областном и Минском городском учреждении дополнительного образования детей и молодежи необходимо изыскать возможность создания отдела (сектора) по работе с молодежью; в учреждениях дополнительного образования районных центров и городов с населением более 50 тысяч – специалиста, курирующего работу с молодежью по следующим направлениям:
- проведение гражданско-патриотических, волонтерских, социально значимых и культурно-досуговых проектов и мероприятий для молодежи;
- поиск и внедрение новых форм и методов работы с молодежью;
- выявление и поддержка одаренной и талантливой молодежи, создание условий для ее самореализации, а также общения и взаимодействия в современном обществе;
- обсуждение молодежью проблем и вопросов по реализации государственной молодежной политики;
- поддержка молодежных инициатив и креативных идей в инновационной, научной, профессиональной, интеллектуальной и творческой деятельности;
- совершенствование системы информирования молодежи с целью выявления вызовов современного общества и поиск путей их разрешения;
- организация взаимодействия и сотрудничества с молодежными общественными объединениями.
В целях обеспечения дальнейшего всестороннего взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и молодежи рекомендуется наладить тесное сотрудничество с отделом по работе с молодежью (Республиканский молодежный центр) Национального центра художественного творчества детей и молодежи.
В новом учебном году руководителям учреждений образования, структурным подразделениям по работе с молодежью рекомендуем обратить внимание на эффективность управления, системность и целостность работы с молодежью в условиях современного белорусского общества; социализацию молодежи в условиях информационной среды; укрепление взаимодействия с общественными объединениями и организациями; поддерживать социальные, творческие, образовательные инициативы молодежи, рациональное использование интернет-ресурсов в работе с молодежью.