Обобщение передового педагогического опыта
Обобщение передового педагогического опыта – неотъемлемая часть методической работы. Оно предполагает описание содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.
Одна из самых сложных форм обобщения материала – это письменный доклад на педсовете. Но существуют и другие, более простые формы обобщения опыта. Например: Показ работы, открытый просмотр. Педагогам предлагается посмотреть приёмы, формы организации детей, которые стали для данного воспитателя устоявшейся нормой, проверенным способом достижения высоких результатов.
Воспитатель может выступить на педсовете, семинаре, консультации с рассказом об опыте, где непосредственно в живом изложении поделится концентрированной информацией, приведёт примеры, обозначит проблемы, причины, по которым могут возникнуть трудности в овладении технологией опыта.
Наиболее сложной формой обобщения опыта является его описание. Оно предполагает более глубокий уровень обобщения, раскрывает систему работы, истоки опыта и пути его становления.
Примерная схема описания опыта
Практика показывает, что наиболее часто встречающимися ошибками при описании опыта являются:
Описание достаточно известного опыта, широко представленного в методической литературе, поэтому описание педагога не несёт новизны. Такой опыт является передовым для данного коллектива, но обобщать его целесообразнее в других формах;
Изложение мыслей и выводов общего характера, использование теоретических выкладок из литературы. Такой материал может быть назван сообщением, аннотацией методической литературы и использован для расширения педагогического кругозора воспитателей;
Не всегда раскрывается система ведущих идей, слабо выделены, наиболее значимые компоненты методики, раскрывающие логику опыта, последовательность действий в нём воспитателя;
Поверхностность в описании, подмена анализа работы отдельными примерами и картинками.
Определив, что созданный или выявленный опыт является интересным и новым для данного педагогического коллектива, старший воспитатель организует работу по его распространению.
Формы представления опыта:
Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);
Коллективный просмотр;
Школа передового опыта (ШПО), которая организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу. Предполагается проведение нескольких просмотров, после каждого из которых руководитель ШПО разъясняет, почему он поступил так, а не иначе, чем руководствовался в своих действиях, показывает детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задания: использовать в своей педагогической практике тот или иной приём, способ организации и т.п. Перед началом следующего просмотра проводится беседа о том, что удалось слушателям ШПО использовать в своей практике и каковы результаты. В конце года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует, в какой степени они овладели материалом. Количество слушателей не должно превышать 3-4 человека;
Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;
Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;
Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;
Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;
Творческий отчёт, в процессе которого проходит:
• Демонстрация фрагментов опыта – занятия разных типов, работа в повседневной жизни;
• Показ элементов педагогической технологии (последовательности действий);
• Уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с автором опыта;
• Коллективный анализ просмотренного под руководством старшего воспитателя;
• Изучение методических материалов и деловой документации;
• Тематические и персональные выставки автора опыта;
• Встречи с детьми, с которыми работал автор опыта;
• Ознакомление с условиями, в которых проводилась работа;
• Дискуссия по результатам наблюдений, в ходе которой необходимо выделить элементы опыта, которые могут быть использованы другими педагогами, определить, в каких условиях опыт может быть эффективным; определить, какие материалы из просмотренного будут интересны педагогам и могут быть опубликованы, представлены в методкабинете, и т.д.
• Показ фрагментов работы педагога-мастера – отдельных занятий, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций, разработанных педагогом-новатором.
Внедрение передового опыта также может быть организовано в любом учреждении независимо от качественного состава кадров, так как использование опыта коллег своего или другого дошкольного учреждения может существенно улучшить работу данного педагога и коллектива в целом. Поэтому в дошкольном учреждении должна быть информация об имеющемся опыте в округе, городе, стране, за рубежом. Эту информацию можно сообщить на педсовете, представить на выставке в методическом кабинете с рекомендациями по внедрению опыта.
С воспитателями, которые будут внедрять опыт, составляется план работы, включающий изучение данного передового опыта, изучение теории вопроса и составление перспективного плана внедрения опыта, то есть определение форм и видов работы, которые будет использовать воспитатель.
Структура обобщения опыта работы
Передовой опыт – это оперативная форма разрешения противоречий, возникающих на практике работы; форма быстрого реагирования на запросы пользователей библиотеки, на изменяющуюся ситуацию обслуживания читателей. Цель передового опыта: совершенствовать деятельность школьной библиотеки. Опыт бывает творческий и репродуктивный. Творческий опыт характеризуется высокой результативностью за счет методов, которые до этого не применялись. Репродуктивный метод характеризуется высоким результатом за счет добросовестного выполнения обязанностей, в пределах известных форм и методов работы.
Критериями положительного библиотечного опыта являются:
- высокая результативность (полнота и прочность знаний, наличие соответствующих умений и навыков, воспитанность детей, пользователей библиотеки)
- научная обоснованность
- творческая новизна
- актуальность
- сокращение затрат времени на достижение высоких результатов (не в ущерб другим видам деятельности)
- устойчивость (стабильность опыта, длительное функционирование);
- значительные успехи работника в учебно-воспитательной работе
В структуре работы по созданию опыта можно выделить пять этапов:
организация, накопление материала, обработка материала, оценка изученного опыта, внедрение.
1 этап. Организация
- Обнаружение противоречий между сложившимися формами и методами работы и потребностями в повышении их эффективности.
- Противоречие осознается, осмысливается.
- Формулируется проблема (в терминах, понятиях, категориях, библиотечно-библиографических требованиях).
2 этап. Накопление материала
- Поисковая работа, в ходе которой выявляются новинки и находки в работе.
- Определяется объект исследования.
- Составляется программа изучения и обобщения опыта, намечается направление деятельности.
- Устанавливаются этапы и календарные сроки.
3 этап. Обработка материала
- Формируется тема, цель, задачи.
- Формируется объект, предмет изучения и обобщения.
- Основательная и всесторонняя обработка и анализ материала.
- Математический подсчет показателей, процентное и графическое их выражение.
- Обобщение определенных закономерностей.
4 этап. Оценка изученного опыта
- На основе составленной программы подбирается, накапливается информационный, библиографический и другой фактический материал.
- Выявляются и отслеживаются результаты.
- Формулируются выводы.
5 этап. Внедрение
- Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи, так далее.
- Пропагандируется, распространяется на уровне улуса, города, республики, России.
Формы распространения опыта работы могут быть самыми разнообразными:
- Устная форма предусматривает выступление с докладом (тезисами) на семинаре, конкурсе, конференции, теле-радиопередаче, педагогическом совете, педагогических чтениях; проведение консультации.
- Наглядная форма представляет собой стационарную или передвижную выставку, стенд, планшет, учебное кино, демонстрацию аудио-видео сюжета, слайдовую презентацию.
- Печатная форма предусматривает выпуск стенгазеты или листовки; создание буклета, плаката; разработку методических рекомендаций, лекций; публикацию статьи, брошюры.
Рассмотрим наиболее часто встречающийся вид описания опыта работы при подготовке к педагогическим (библиотечным) мероприятиям – доклад, состоящий, как правило, из трех частей: вводной, основной, заключительной.
В вводной части дается:
- обоснование актуальности темы опыта с позиции значимости для воспитания информационной культуры пользователей библиотеки
- краткий обзор и анализ изученных источников
В основной части:
- формулируются цели и задачи, раскрываются пути решения, приводятся примеры методов и форм библиотечной работы, их сочетание (наглядные, словесные, игровые, практические)
- описывается авторская технология, применение которой дает гарантированный результат
- указываются наиболее результативные приемы
- указываются трудности в работе и как они преодолевались
- обращается внимание на взаимодействие с педагогами и родителями
- в центре описания должны быть пользователи библиотеки с их индивидуальными особенностями, разными способностями, уровнем развития
В заключительной части:
- устанавливаются изменения в читателях, их поведении, знаниях, навыках;
- определяются качественные показатели результатов, за счет которых достигается полнота и прочность знаний;
- делается вывод.
Доклад иллюстрируется схемами и таблицами, процентным и графическим выражением, результатами диагностики в начале и в конце работы. Необходимо учитывать требования к оформлению работы: титульный лист, рецензия на опыт, содержание, фотография, характеристика, основной доклад, приложения. Приложения могут быть самыми разнообразными: конспекты библиотечных уроков, режимных моментов, сценариев мероприятий; планы (годовые, ежемесячные, перспективные); учебно-наглядные пособия, дидактический и практический материал; диагностические карты, схемы, тесты, таблицы, графики; аудио-видео записи, фотографии; обязательно - список использованной литературы.
Надо учитывать, что на конкурсах и конференциях доклад оценивается по следующим критериям:
- Обоснование темы на предмет исследования
- Соответствие заявленной темы работы ее содержанию
- Системность и глубина раскрытия темы
- Актуальность, новизна и практическая значимость
- Наличие основной идеи (гипотезы)
- Четкость и доступность, логичность и последовательность изложения
- Эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме
- Умение использовать специальные термины и научную литературу по теме
- Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме
- Наличие научного эксперимента
- Отслеживание результатов
- Оформление опыта работы и доклада
- Использование наглядности
- Культура выступления с опытом работы
Требования к оформлению доклада: бумажный формат А 4, шрифт 14, междустрочный интервал 1,5, поля – 1,5 – 2 см., объем 5 – 10 страниц машинописного текста.
Во время выступления немаловажное значение имеет культура публичного выступления, которая включает в себя:
- регламент выступления 7 – 10 минут
- использование тезисов доклада (не доклад)
- использование наглядности (стенд размером не менее 1 – 2 ватманов или слайдовый материал)
- речь должна быть четкой, громкой, ясной
Приведем некоторые психологические приемы подготовки, которые
помогут держаться уверенно перед аудиторией и выступать успешно:
- проводить репетиции перед зеркалом, громко и четко проговаривая ключевые моменты
- проводить репетиции по плану-схеме с использованием наглядности и демонстрационного материала (не заглядывать в доклад)
- высказывать друзьям и близким тезисы, с которыми планируете выступать
- последние 12 часов до конкурса надо хорошо отдохнуть, прогуляться на свежем воздухе, сделать физические упражнения под музыку, подготовить удобную деловую одежду, обратить внимание на внешний вид, избегать конфликты и неприятности, исключить возбуждающие нервную систему напитки, ночью – выспаться
- утром выпить чай с лимоном (тмином), положить под язык глицин, настроиться позитивно
- во время выступления можно смотреть на слушателя, который вам улыбается и одобрительно кивает, или найти какую-либо точку (предмет) выше голов слушателей
- если возникает волнение и страх, можно сделать дыхательную гимнастику (десять глубоких вдохов грудью и медленных выдохов животом)
- запомните: самый главный враг – это волнение и страх, они парализуют головной мозг и отнимают 50% памяти и сообразительности
Требования к оформлению педагогического опыта
(научно-методической разработки), представленного к аттестации
на высшую категорию
Описать опыт – значит раскрыть систему конкретных педагогических действий автора (порядок действий, методика, примеры и д.п.).
Описание должно представлять не только демонстрацию достижений, результатов, но и раскрытие путей, приведших к этим результатам.
Составляющие элементы материалов опыта:
Титульный лист
На титульном листе указываются: отдел образования; наименование учреждения образования (полное название по Уставу); тема педагогического опыта; фамилия, имя, отчество автора опыта, должность; город (населённый пункт) и год.
Автор опыта: фотография, фамилия, имя, отчество, образование, какое и когда окончил учебное заведение, полученная специальность и квалификация по диплому, стаж работы в отрасли, стаж работы в должности, место работы, категория и год её присвоения, курсы повышения квалификации (место прохождения, виды курсов, тема, год), награды, участие в педагогических конкурсах, семинарах (районных, городских, областных, республиканских).
К материалам опыта прилагаются:
- Направление на сдачу квалификационного экзамена, выданное аттестационной комиссией учреждения или отдела образования.
- Выписка из протокола заседания (педагогического совета учреждения образования, методического совета, творческой группы, совета отдела образования райгорисполкома). Выписка является основанием для рецензирования представленного опыта.
- Характеристика на аттестуемого, составленная согласно квалификационному справочнику «Должности служащих, занятых в образовании» от 28.04.2001 г. Характеристику подписывают руководитель учреждения образования и председатель профсоюзного комитета (ставится печать учреждения). Ознакомившись с текстом характеристики, аттестуемый делает запись: «С характеристикой ознакомлен», ставит дату и подпись.
Аннотация педагогического опыта: тема, цель, задачи, научно-методическое обеспечение, диагностический инструментарий и критерии оценки эффективности педагогического опыта, основные результаты; этапы работы (по годам), где апробировался опыт, где и когда опубликованы материалы (при их наличии).
Под аннотацией обязательны подписи руководителя (или его заместителя) учреждения образования и профильного методиста районного (городского) учебно-методического кабинета.
Объем аннотации не должен превышать одной страницы.
Содержание
Включает названия структурных элементов с указанием и точных названий глав (параграфов) и номеров соответствующих им страниц.
Введение
Во введении обосновывается выбор темы; определяется её новизна и актуальность; указываются цели и задачи педагогического опыта; даётся аналитический обзор используемых источников; раскрываются противоречия в образовательной практике, на разрешение которых был направлен творческий поиск педагога; характеризуются условия, в которых создавался педагогический опыт.
Теоретическая часть
В ней дается анализ научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме, раскрываются теоретические аспекты темы.
Практическая часть
В ней описывается опыт, в котором раскрывается его становление; последовательность нововведений, давших положительный результат, раскрытие педагогического опыта в динамике; выявление трудностей, препятствий, возникающих на пути к достижению цели и способы их преодоления. Особое внимание уделяется использованию эффективных форм и методов работы с детьми, описанию и анализу нового, оригинального, подтверждённого конкретными фактами, которые могут быть представлены в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм и т. п.
В ходе описания опыта работы обязательны ссылки на соответствующие приложения, подтверждающие описанные факты.
Заключительная часть
Она должна отразить достигнутые результаты. Раскрываются задачи, показываются преимущества методики работы, формулируются выводы по результатам опыта, определяются перспективы его развития.
Приложения
В данном разделе могут быть представлены:
- тексты консультаций, докладов, выступлений на педсоветах, родительских собраниях, семинарах,
- методические рекомендации,
- фрагменты перспективных и календарных планов по теме,
- конспекты занятий и других форм работы с учащимися (не менее 2-3),
- сценарии (не менее 2-х),
- фотоматериалы,
- анкеты,
- описание дидактического материала,
- планы по самообразованию и т.п.
Материалы, представленные в приложениях, должны отражать степень участия в их создании автора опыта. Не допускается размещение информации и конспектов, целиком взятых из публикаций периодической печати, научно-методических источников.
Список использованных источников
Список должен содержать перечень источников информации, на которые в работе приводятся ссылки (не менее 10 источников). Перечень используемых источников следует располагать в следующем порядке: нормативные правовые акты Республики Беларусь; специальная литература (монография, сборники, брошюры, статьи); материалы архивов и текущего делопроизводства. Образец оформления литературного источника смотри в списке рекомендуемой литературы.
Материалы педагогического опыта представляются: в компьютерном варианте; напечатаны на одной стороне листа бумаги формата А4; объём материалов может колебаться в пределах 20–25 печатных страниц. Все приложения к педагогическому опыту в этот объём не входят. Нумерация страниц даётся арабскими цифрами. Первой страницей является титульный лист, который не нумеруется. Нумерация страниц располагается по центру верхнего поля.
При оформлении текста работы каждая структурная часть начинается с новой страницы. Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм., правое – 10 мм., нижнее и верхнее – 20 мм. Шрифт 15 пт, межстрочный интервал – одинарный. Цифровой материал рекомендуется помещать в виде таблиц, которые должны быть пронумерованы. Таблицы размером в одну страницу и более целесообразно помещать в приложении.
Примерный образец оформления опыта работы
(порядок представления материалов)
Титульный лист
Отдел образования администрации Центрального района города Гомеля Государственное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа №59 г. Гомеля» Использование регионального компонента в патриотическом воспитании учащихся Из опыта работы учителя (предмет) Соколовой Ирины Петровны Гомель 2007 |
Автор опыта
Фотография, фамилия, имя, отчество, образование, какое и когда окончил учебное заведение, полученная специальность и квалификация по диплому, стаж работы в отрасли, стаж работы в должности, место работы, категория и год её присвоения, курсы повышения квалификации (место прохождения, виды курсов, тема, год), награды, участие в педагогических конкурсах, семинарах (районных, городских, областных, республиканских).
Направление
Образец оформления
ШТАМП
УЧРЕЖДЕНИЯ
Направление
на сдачу квалификационного экзамена
в государственном учреждении образования «Гомельский областной институт развития образования»
Аттестационная комиссия _______________________________________________________________
(название учреждения)
направляет______________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
_______________________________________________________________
(должность)
на сдачу квалификационного экзамена по____________________________
(предмет)
на соответствие высшей категории.
Образование___________________________________________________________________________________________________________________
(что и когда окончил)
Дата прохождения последней аттестации, результат, № приказа ________
_______________________________________________________________
Председатель
аттестационной комиссии подпись расшифровка подписи
М.П.
Согласовано:
Руководитель
учреждения образования подпись расшифровка подписи
Выписка
Образец оформления
Выписка
из протокола заседания
методического (объединения)
совета (учреждения образования)
__________________№________
СЛУШАЛИ:
Ф.И.О., председателя методического совета об утверждении материалов из опыта работы учителя Ф.И.О. по теме «_____________________________».
РЕШИЛИ:
Рекомендовать опыт работы учителя Ф.И.О. по теме «_________________» для рассмотрения на районном методическом объединении учителей (предмет) и внедрения в практику работы.
Председатель
методического (объединения)совета подпись расшифровка подписи
Характеристика
Аннотация педагогического опыта
Образец оформления
Лист аннотации
передового опыта (научно-методической разработки)
Ф.И.О._________________________________________________________
Учреждение образования_________________________________________
_______________________________________________________________
Должность ____________________________Категория_________________
Место проживания_______________________________________________
(область, район, город, поселок)
1. Тема_________________________________________________________
_______________________________________________________________
2. Цель _________________________________________________________
_______________________________________________________________
3. Задачи_______________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
- Методическое обеспечение______________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
5. Основные результаты:__________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
6. Продолжительность работы (указать этапы по годам): _______________
______________________________________________________________________________________________________________________________
- Где апробировался опыт (авторская методика) _____________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
8. Где, когда опубликованы материалы (если имеются):________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
9. Экспертная оценка:_____________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель учреждения: подпись расшифровка подписи
Методист РУМК: подпись расшифровка подписи
Содержание
Образец оформления
Введение |
2 |
Теоретическая часть |
и т.д. |
Практическая часть |
|
Заключительная часть |
|
Приложения |
|
Список использованных источников |
Введение
Теоретическая часть
Практическая часть
Заключительная часть
Приложения
Общие требования к оформлению приложений к материалам опыта
Примерные алгоритмы представления методической продукции:
КОНСПЕКТ
- отдел образования, учреждение образования;
- название (тема), образовательная область;
- адресная направленность;
- автор (автор-составитель, составитель) разработки, должность, Ф.И.О., год;
- форма проведения;
- программное содержание;
- основные методы и приемы;
- оборудование, оформление музыкальное сопровождение и др.;
- предварительная работа (связь с другими занятиями);
- ход (последовательность проведения);
- список использованной литературы.
СЦЕНАРИЙ
- отдел образования, учреждение образования;
- название мероприятия (например, сценарий праздника "День осени");
- адресная направленность (на кого ориентировано мероприятие);
- автор (автор-составитель, составитель сценария), должность, Ф.И.О., год.
- воспитательные задачи;
- участники (действующие лица);
- оборудование, оформление музыкальное сопровождение и др.;
- текст сценария;
- список использованной литературы.
КОНСУЛЬТАЦИЯ (ВЫСТУПЛЕНИЕ, ДОКЛАД)
- отдел образования, учреждение образования;
- название (тема);
- адресная направленность (для кого предназначена информация);
- автор (автор-составитель, составитель), должность, год;
- текст консультации;
- список использованной литературы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: учеб. пособие для слушателей Ин-та повышения квалификации преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов / О. А. Абдулина. - М.: Просвещение, 1984. - 207 с.
- Аксенов, Г. Н. Формирование субъективной позиции личности будущего учителя: учеб. пособие / Г. Н. Аксенов; М-во образования Рос. Федерации. - Рязань, 1995. - 371 с.
- Алехина, И. В. Самоменеджмент в деятельности учителя: учеб.-метод. пособие для творч. самосовершенствования пед. работников / И. В. Алехина. - Брянск: Изд-во Брян. гос. пед. ин-та, 1995. - 126 с.
- Амонашвили, Ш. А. Единство цели: пособие для учителя / Ш. А. Амонашвили. - М.: Просвещение, 1987. - 208с.
- Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. - Минск: Университетское, 1990. - 560с.
- Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б. Г. Ананьев; под ред. А. А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 2. - 287 с.
- Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. - 236 с.
- Анисимов, О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / О. С. Анисимов. - М.: Экономика, 1991. - 416 с.
- Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. - М.: Высш. шк., 1980. - 368 с.
- Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.