Подготовка технологической карты мастер-класса и его проведение
Рекомендации по проведению Мастер - класса.
Идея мастер-класса заимствована из практики музыкантов и художников и состоит в том, что признанный мастер демонстрирует свои уникальные приемы работы широкому кругу подготовленных в большинстве своем слушателей.
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Мастер-класс - это не просто демонстрация знаний и умений, это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет. Это удел и неизменный спутник ищущего педагога, педагога-практика.
Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
Целью проведения мастер-класса является демонстрация лучших достижений педагога как подлинного мастера в своей области.
Педагог-мастер представляет собственную систему работы, предполагающую:
-
комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу;
-
оригинальные действия взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач.
Признаками системы работы педагога являются:
-
целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема;
-
разносторонность воздействия на обучаемых с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности;
-
оригинальность методики.
Перед педагогом, готовящимся к «мастер-классу», стоит реальная практическая задача — поиск адекватных форм и способов представления своего опыта в короткий промежуток времени.
Для педагогов, участвующих в мастер-классе предоставляется возможность:
-
познакомиться с нестандартными методами, приемами и средствами обучения;
-
развить рефлексивные умения;
-
заимствовать элементы педагогического опыта мастера для улучшения собственного опыта.
Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса обеспечивается тем, что эта форма обучения является средством создания трех типов условий:
-
обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
-
стимулируется познавательный интерес и отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
-
осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживаются позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого педагога.
В системе дополнительного образования детей и молодёжи мастер-классы используются достаточно широко. Проведение опытным специалистом мастер-класса позволяет раскрыть индивидуальность педагога, творческий потенциал, а также продемонстрировать достижения и новые возможности самого учреждения.
Во время мастер-класса происходит обучение инновационным подходам в данной области знания или деятельности. Очень важно и то, что благодаря мастер-классам осуществляется отбор средств и методов инновационной деятельности в ДО.
Использование данных методических рекомендаций позволит обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта педагогов дополнительного образования «Туровский центр творчества детей и молодёжи».
Важнейшие особенности «мастер-класса»
позиция мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас». Непрерывный контакт, индивидуальный подход к каждому слушателю – вот что отличает мастер-класс от всех остальных форм и методов обучения.
Как? |
На мастер-классе никогда не будет лекции, доклада, разве что их отдельные элементы. Вместо этого - масса практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы.
Для кого? |
Мастер-классы будут особенно полезны для тех педагогов, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую образовательную программу. Они также нужны тем педагогам, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, приём, да и просто повысить своё профессиональное мастерство.
Чему научат? |
Мастер-класс не является ни семинаром, ни тренингом, его время и возможности ограничены.
На мастер-классе наверняка будут:
-
описание общего алгоритма работы;
-
разбор одной или нескольких конкретных работ с рассказом о том, как можно использовать подобные разборы в своей работе;
-
обратная связь для участников: можно принести на мастер-класс свою работу и получить по ней развернутый комментарий;
-
рассказ о том, как создать портфолио и как эффективнее им пользоваться;
-
ответы педагога-мастера на интересующие слушателей вопросы.
Особенности «мастер-класса»:
-
новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
-
метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
-
создание условий для включения всех в активную деятельность;
-
постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
-
приемы, раскрывающие творческий потенциал, как мастера, так и участников мастер-класса;
-
формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
-
представление возможности каждому участнику для изучения предлагаемого методического материала;
-
процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
-
форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Структура проведения «мастер-класса»
1. Презентация педагогического опыта педагога–мастера:
-
обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой педагогом;
-
характеристика творческой лаборатории педагога–мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки);
-
определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера;
-
описание системы занятий в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом.
2. Представление занятия, системы занятий:
-
рассказ педагога о проекте занятия;
-
определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться;
-
краткая характеристика результативности используемой технологии;
-
вопросы педагогу по изложенному проекту.
3. Занятие или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с обучающимися.
-
педагог-мастер проводит занятие с обучающимися, демонстрируя приемы эффективной работы с обучающимися;
-
обучающиеся одновременно играют две роли: учащихся экспериментальной группы и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
4. Моделирование:
-
самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели занятия в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
-
обсуждение авторских моделей занятия слушателями.
Цель проведения конкретного занятия определяется мастером в зависимости от того, что он будет показывать.
Варианты:
-
Показ программы деятельности, кружка.
-
Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог.
-
Показ отдельных методов работы.
-
Показ инновационных моментов деятельности.
Формы проведения мастер-класса могут быть представлены схематично по признаку субъект-объектных отношений в следующем виде:
Мастер-педагог |
Опытные педагоги-специалисты по профилю деятельности |
Руководители детских объединений по интересам |
Педагоги, повышающие квалификацию |
Методисты |
Формы:
-
Лекция
-
Практическое занятие
-
Интегрированное (лекционно-практическое) занятие.
Результатом «мастер-класса» является модель занятия, которую разработал «педагог» под руководством «преподавателя-мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
5. Рефлексия
Дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Достижение целей в работе мастер-класса определяется в соответствии с поставленной целью. Результатом совместной деятельности является модель занятия, которую разработал «педагог» под руководством «педагога-мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
Мастер-класс отражает умение мастера проектировать успешную деятельность школьников, создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта.
6. Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.
Возможная модель проведения мастер-класса
Этапы работы мастер-класса |
Содержание этапа |
Деятельность участников |
Подготовительно-организационный:Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной). |
Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия |
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. |
Основная часть.
|
Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями. |
Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. |
Афиширование-представление выполненных работ.
|
Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. |
Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе |
Критерии качества подготовки и проведения «мастер-класса»
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса рекомендуется использовать следующие критерии.
Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
Эксклюзивность.Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
Оптимальность.Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
Технологичность.Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта
Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Позиция Мастера
Учитель - Мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приёмыэффективной работы с учащимися.
Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.
Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.
Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др. Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства.
Особо следует обратить внимание на:
-
речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи)
-
мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;
-
пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников);
-
умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;
-
искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;
-
педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;
-
психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;
-
коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;
-
чувство времени.
Рекомендации по подготовке мастер-класса (А.В.Заруба, кандидат пед. наук, учитель года России -1992)
-
Выберите ведущую педагогическую идею, которую вы хотите продемонстрировать на мастер-классе и свяжите ее с темой.
-
Определите цели и задачи в связи с темой, которые вы хотите достигнуть на мастер-классе.
-
Придумайте проблему, вопрос, парадокс, вводящие в вашу тему занятия и представляющие интерес для «учащихся».
-
Подберите технические средства (минимально) и различные формы работы к данным целям и задачам.
-
Придумайте неожиданные предметы или открытия в обычном удивительного, которые раскрывают ведущую педагогическую идею.
-
Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса.
-
Составьте подробный план занятия.
-
Тщательно проверьте технику и работу микрофонов перед началом мастер-класс.
-
Расставьте стулья, столы и доску так, как вам нужно.
-
Когда все готово – дайте команду организаторам, что можно начинать.
Рекомендации по проведению мастер-класса (А.В.Заруба, кандидат пед. наук, учитель года России -1992)
-
Старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями (не монотонно).
-
Сами говорите только в микрофон, чтобы слышали все в зале. Контролируйте силу своего голоса и голоса учеников по звуку в колонках.
-
Нельзя весь мастер-класс читать лекцию
-
Не превращайте мастер-класс только в игру. Одна форма работы на мастер-классе неприемлема.
-
Проявляйте специфику предмета (иногда к концу урока зрителям и жюри не понятен предмет преподавания).
-
Это урок не для профессионалов данного направления. Задача - прояснить сложное, затронуть общечеловеческие проблемы, которые волнуют всех.
-
Используйте новые информационные технологии, только если они органично входят в идею вашего урока.
-
Здоровьесбережение должно стать не надуманным, а органичным элементом урока.
-
Старайтесь показывать не только себя, но и учеников.
-
Не бойтесь задавать трудные вопросы.
-
Проведите в конце краткий анализ занятия «с учениками».
Основные элементы, методические приемы технологии проведения мастер-класса
Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приемами являются индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.
Индукция. Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное.
Проблемная ситуация характеризует определенное психическое - вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; нужно представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу ичерез период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иныепроблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).
Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников.
Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужнасерия мотивационных приемов мастерских по формированию данной потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью,потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию потребности саморазвития.
Если подобного интереса нет, Мастеру необходимонаправить действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами окрыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы - необходимое средство для стимулирования интереса.
Самоконструкция- это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса – групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может проектировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска.Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию. Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчете были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, дает им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.
Афиширование - представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.
Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв - это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученых, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.
Рефлексия - последний и обязательный этап - отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.
Таким образом, мастер-класс – это эффективный, особенно для дополнительного образования детей, способ демонстрации накопленного опыта и его освоения коллегами. Технологию подготовки и проведения мастер-классов желательно освоить каждому педагогу, имеющему позитивные результаты преподавательской деятельности и разработавшему авторские методики работы с детьми, повышающие качество образования.
Литература
-
А.В.Заруба. Что такое мастер-класс?.- http://www.teacher-of-russia.ru/?page=2009-seminar_lectures_zaruba_av.
-
Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. Составитель А.В. Машуков. – Челябинск, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2007.
-
Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. -2005. – № 2.
-
Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2006.
-
Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
-
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.